Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ш » Шишкин, Иван Иванович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Шишкин, Иван Иванович
Шишкин, Иван Иванович (1832—1898) — один из крупнейших русских живописцев-пейзажистов. В его полотнах воплощена эпическая широта русской природы.
 
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И.Н.Шувалова – Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Анисов Л. Шишкин. – М.: Молодая гвардия, 1991. – (Серия: Жизнь замечательных людей); Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII – начала XX века. – М.: Изобразительное искусство, 1979; Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Ленинград, 1971; Лясковская О. А. Пленер в русской живописи ХIХ века. – М.: Искусство, 1966; Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. – М.: Изд- во Гос. Третьяковской галереи; Искусство. Вып. 1 – 1953; Вып. 2 – 1959. (Очерки по истории русской живописи второй пол. ХIХ в.); Пейзаж. Русская живопись. Состав. В.С. Манин. Альбом. / Серия: Жанры в русской живописи. – М.: Белый город. 2000; Пикулев И. Иван Иванович Шишкин: 1832-1898. – М.: Искусство, 1955; Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX в. – М., 1975; Русская живопись. Состав. С.М. Даниэль. Альбом / Серия: Национальные школы живописи. – СПб: Аврора. 2001; Савинов А.Н. Иван Иванович Шишкин – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961; Шишкин И. И. Альбом репродукций. Вступ. статья Т. Юровой. – М., 1961; Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. - М., Искусство. 1978.



И. И. Шишкин был выходцем из купеческой семьи. Его отец, человек образованный, интересовался историей и археологией родного края. Он хотел дать сыну хорошее образование. Когда юному Шишкину было двенадцать лет, отец отвез его в Казань в гимназию. Но гимназию будущий знаменитый пейзажист не окончил: против воли родителей он бросил ее ради профессии художника.

С 1852 по 1856 год Шишкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством К. И. Рабуса и А. Н. Мокрицкого. Окончив Училище, он в том же году поступил в Академию художеств в класс С. М. Воробьева. Шишкин был уже взрослым человеком, ему шел двадцать пятый год, и все же академические годы были годами формирования личности художника. В письме к родителям он писал: «Страшно представляться строгим профессорам Академии; здесь мне кажется все величавым, массивным».

Академию Шишкин окончил в 1860 году с большой золотой медалью и правом пенсионерства за границей. Через год художник отправился в Европу, провел зиму в Мюнхене, где посещал мастерские известных художников. Затем в 1863 году он переселился в Цюрих и обучался там в мастерской профессора Коллера. Здесь он много копировал и рисовал с натуры животных. Тогда же Шишкин впервые начал заниматься гравированием на меди.

Из Цюриха художник ездил в Женеву. Результатом его пребывания в Швейцарии стали двенадцать этюдов и четыре картины, представленные на академической выставке в 1864 году: «Пастушка и корова под деревом», «Две коровы у ручья», «Спуск с горы» и «Стадо в лесу». Из Швейцарии Шишкин отправился в Дюссельдорф, где по заказу Н. Д. Быкова написал картину «Вид окрестностей Дюссельдорфа», за которую в 1865 году он получил звание академика.

По возвращении на родину Шишкин в 1866 году много путешествовал по России, ежегодно экспонировал свои произведения на академических выставках, успешно занимался рисунком и офортом и с каждым годом все более упрочивал свою славу первоклассного пейзажиста. В 1873 году Академия присвоила ему звание профессора за картину «Лесная глушь».

Шишкин представлял свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого он стал с момента его основания. Ранним работам мастера присущи выписанность деталей и некоторая сухость манеры, художник скрупулезно и тщательно изучал натуру. В таких работах, как «Рубка леса» (1867, ГТТ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТТ), отчетливо выразилось желание художника добиться максимально точного и подробного изображения природного ландшафта.

В 1878 году Шишкин создал картину «Рожь» (ГТТ), ставшую его программным произведением, в котором ясно и наглядно выражена суть творческого метода художника. «Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство» — надпись на одном из эскизов, выполненная самим художником. В типичном по мотивам пейзаже нет будничности, наоборот, типичное наделено качеством, составляющим славу и силу русской природы. В картине нет живописных эффектов, ибо сама природа наполнена величием и могуществом. Впечатление широкого пространства достигается путем использования линейной, а не световоздушной перспективы. Обобщенность трактовки, силуэтность изображения заставляют зрителя остановить свой взор и оценить открывшийся вид.

Пейзажи мастера предельно просты и естественны. Природа интересовала художника в ее устойчивом и типическом состоянии. Он писал в основном зиму и лето, а не переходные периоды весну и осень, чаще изображал хвойные леса, а не изменчивые лиственные рощи. Не увлекали Шишкина и стихийные прихоти природы. Пейзажи мастера наделены конструктивной ясностью («Среди долины ровныя…», 1854, Киевский музей русского искусства; «Лесные дали», 1884, ГТГ).

В зрелый период творчества Шишкин достиг в своих работах не только максимальной точности, но и особой выразительности своей живописи. Каждое изображенное дерево несет на себе следы своей истории. Мастер стремился к глубокому объединению цветов в выразительной гармонии. Колористические искания художника сказывались в трактовке света и тени: тени утратили свою глубокую коричневую «массивность», обогатились оттенками. Художник обратился к освещению как предмету изображения: «Дубы, освещенные солнцем» (1888, ГТГ), «Утро в сосновом лесу» (1889, ГТТ).

В 1880—1890-е годы Шишкин продолжал работать над большими композициями, писал пейзажи; от некоторой описательности и детализации он перешел к созданию целостных образов природы. Его живописные приемы стали богаче и разнообразнее, колорит приобрел большую красоту, цветовые отношения сделались более тонкими.

Картина «В лесу графини Мордвиновой» (1891, ГТГ) — одна из поздних работ Шишкина. Словно тронутые сединой, стволы елей прописаны серебристо-зелеными, пепельно-серыми тонами. Сложные градации цвета передают царящий в глубине леса полумрак, постепенно надвигающиеся сумерки. К 1891 году относится и большой холст «Дождь в дубовом лесу» (1891, ГТТ). В нем вызывает восхищение мастерское изображение мокрой листвы, влажных стволов, затуманенного пеленой дождя дальнего плана. Эпическим по своему образному строю является пейзаж «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (1898, ГРМ).

Шишкин был также прекрасным рисовальщиком и офортистом. В технике офорта им был выполнен ряд альбомов. После реформы Академии художеств Шишкин стал профессором-руководителем пейзажного класса, но уже в 1895 году вышел из Академии, мотивировав свой уход болезнью.

Умер художник внезапно, работая над очередной картиной.


Русская живопись. Энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2003. С. 939—943.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer