Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Крамской, Иван Николаевич » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Крамской, Иван Николаевич

Крамской, Иван Николаевич (1837-1887) – русский живописец, портретист, один из лидеров передвижничества

 
Место создания Санкт-Петербург
Библиография Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. – М.: «Искусство»; Долгополов И.В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. Т. 2 — М.: Изобразительное искусство, 1992; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII – XX веков. Т. 4. Живопись второй половины XIX века. М.: Красная площадь, 2001; Карпова Т. Иван Крамской. – М.: Белый город, 2000; Карпова Т. Смысл лица. Русский портрет второй половины ХIХ века. Опыт самопознания личности. – СПб.: Алетейа, 2000; Крамской И.Н. 1837-1887. Выставка произведений к 150-летию со дня рождения художника (каталог). – М., 1987; Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. – Л., 1989; Лазарев А. Крамской. – М.: Белый город, 2008; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Пунина И.Н. Петербургская артель художников.– Л., 1966; Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX в. – М., 1975; Русская жанровая живопись ХIХ – начала ХХ века. Очерки. – М., 1964; Русская живопись. Большая коллекция. – М.: Белый город, 2003; Собко Н. Иллюстрированный каталог картин, рисунков и гравюр покойного И.Н. Крамского (1837—1887). – СПб., 1887; Тр-в. С. И.Н. Крамской в его взглядах на искусство // Исторический вестник, 1888. Т. 33. № 7; Яковлева Н.А. Иван Николаевич Крамской. 1837-1887. — Л.: Художник РСФСР, 1990.
Источники Текст - Пелевин Ю.А.; изобр. - http://www.tanais.info/art/pic/kramskoy25.html



Сын мелкого канцеляриста из Острогожска, Иван Николаевич Крамской испытал в молодости много лишений и пробивался в искусство своими силами с редким упорством. Пятнадцати лет он поступил учеником к иконописцу, год спустя – ретушером к фотографу Данилевскому, с которым объехал за три года немало городов России. Когда в 1857 г. Крамской приехал в Петербург, он уже пользовался известностью превосходного ретушера, что открывало перед ним двери ателье лучших столичных фотографов И.Ф. Александровского и А.И. Деньера. Однако его не могла удовлетворить карьера преуспевающего ремесленника. Он рискнул без подготовки держать экзамены в Академию художеств. Его рисунок с гипсовой головы Лаокоона получил одобрение Совета академии, и осенью он стал учеником профессора А.Т. Маркова. Однако бедный студент еще долго зарабатывал на существование ретушерством. Рано повзрослевший, практичный и начитанный, М.Н. Крамской быстро приобрел авторитет среди товарищей.

В Академии Иван Крамской старательно и успешно учился. Он с блеском выполнял живописные программы в полном согласии с академическими требованиями. Под руководством А.Т. Маркова начинающий художник получил малую серебренную медаль за рисунок с натуры (1858 г.), такую же медаль за картину «Умирающий Ленский» (1860 г.), большую серебренную медаль за этюд с натуры (1861 г.) В 1861 г. он пишет по заданной программе «Молитву Моисея после перехода израильтян через Черное море», а за композицию «Моисей источает воду из скалы»(1863), также написанную по программе, он удостоился малой золотой медали. Но, оказывается, не все удовлетворяло И.Н. Крамского в классицистическом обучении. И, когда в 1863 г. в Академии назрел конфликт учеников с администрацией, он стал одним из вожаков «бунта четырнадцати». Группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет.

После ухода бунтарей из Академии художеств И.Н. Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников – своеобразную коммуну в духе романа Н.Г. Чернышевского «Что делать». И.Н. Крамской, получивший прозвище «дока», вместе с женой, Софьей Николаевной, стал ядром Артели. В эти годы он много занимался портретами, главным образом заказными для заработка. Исполнял он их в технике «мокрого соуса», позволявшей имитировать фотографию.

Из-за денежных затруднений он принял в 1865 г. предложение своего бывшего учителя А.Т. Маркова расписать купол храма Христа Спасителя в Москве за шесть тысяч рублей. Таких денег И.Н. Крамской никогда в руках не держал, но запросил двенадцать. Сошлись на десяти. Работа была срочная и огромная по объему, потому Крамской пригласил товарищей по Артели — Н.А. Кошелева и Б.Б. Венига. Успели к сроку, фреска была принята и деньги заплачены. Правда, общая стоимость заказа равнялась 100 тысячам, А.Т. Марков, оставаясь официальным автором росписи, получил 75 тысяч рублей, а 25 тысяч взял себе К. Тон в качестве главного архитектора храма. И.Н. Крамской злился и называл своего профессора «скотиной».

На вырученные деньги в августе 1865 г. в Нижнем Новгороде была организована художественная выставка Артели, но успеха не имела. С другой стороны, Академия относилась к артельщикам вполне доброжелательно: вскоре после «бунта» им дозволили выставлять свои работы на ежегодных академических выставках.

За пять лет членам артельщикам удалось побороть бедность. Часть из них получила звания академиков (А. Морозов, Н. Шустов, Н. Петров, Н. Дмитриев-Оренбургский, А. Корзухин). И.Н. Крамской тоже его удостоился за представительные и парадные портреты княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой (1867) и графа Д А Толстого (1869), которые экспонировались на академической выставке, хоть и «против воли» автора.

В 1869 и 1870 гг. Артель выпустила два альбома литографий «Художественный автограф» и планировала издавать собственный журнал.

Однако с течением времени артельщики стала мало-помалу отходить от заявленных высоких коммунных принципов. Уже через полгода одни из них стали терять интерес к Артели и даже перестали отдавать «в общий котел» по 10% заработанных денег, обговоренные ранее. У некоторых членов начинают проявляться личные амбиции, желание установить тесные связь с Академией художеств. Камнем раздора стало обращение в 1870 г. академика-артельщика Н. Дмитриева-Оренбургского в Академию с просьбой реализовать свое право на шестилетний отпуск в Италии, и просьба была с готовностью удовлетворена.

И.Н. Крамской не мог принять этого, хотя и понимал, что существование подобной коммуны утопично. В ноябре 1870 г. он вышел из Артели.

Все эти годы живописец много работал над заказными портретами, впрочем, как и всю оставшуюся жизнь. (Портрет великого князя Михаила Павловича (1860-е гг.), князя Е.А. Васильчикова (1867), великого князя Сергея Александровича (1870), великого князя Павла Александровича (1870). Такие заказы отбирали львиную долю времени и сил, но были необходимы, так как обеспечивали существование самого себя и семьи.

И.Н. Крамской принял активное участие в проекте московского Румянцевского музей по созданию серии портретов «признанных деятелей культуры». Заказчиком был меценат В.А. Дашков. Кроме И.Н.Крамского пригласили молодых И.Е. Репина, В.М. Васнецова, В.А. Серова и других. Для «дашковской галереи» И.Н. Крамской написал более сорока портретов. Среди его персонажей: А.Б. Куракин, Н.М. Карамзин, Д.В. Давыдов, И.И. Бецкой, А.И. Мусин-Пушкин, Т.Г. Шевченко, Екатерина II, Ермак Тимофеевич. Все работы выполнены в монохромной гамме маслом с дагерротипов и старых изображений. Ни характер заказа, ни продиктованный выбор не могли особенно вдохновить его. Написав только в течение 1871 г. тридцать портретов, художник жаловался Ф.А. Васильеву: «Работаю волом. Одурел: по три портрета в день».

Но была работа «для души», в отличие от заказной. Из таких ранних произведений особенно выделяются портрет В.М. Максимова (1866), автопортрет (1867) и портрет Софьи Крамской за чтением (1869).

Выход художника из Артели совпал с зарождением другой организации — Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Главной целью Товарищества ставило приблизить искусство к народу посредством передвижений выставок по городам России. И.Н. Крамской стал не только членом-учредителем, но председателем и фактически идейным руководителем организации. Он участвовал во всех выставках Товарищества вплоть до своей кончины.

Как художественный критик и идеолог передвижничества, он с позиций разночинских демократов отстаивал принципы критического реализма и воспитательной роли искусства, призванного формировать гражданственные идеалы в обществе.

2 ноября 1870 года министр внутренних дел А.Е. Тимашев, не чуждый художественных интересов, лично одобрил устав ТПХВ. Первая передвижная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Академии художеств и прошла с большим успехом. Однако работы И.Н. Крамского были не так уж заметны: он выставил «Русалок» (1871), а также ряд портретов. Ударными экспонатами стали «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге и «Грачи прилетели» А. Саврасова. Зато на Второй выставке в 1873 году он выставил «Христос в пустыне» (1872). Полотно вызвала долго не утихавшую полемику. В картине И.Н. Крамскому удалось высказаться по поводу важного для русской интеллигенции вопроса о нравственном выборе, встающим перед каждым, кто понимает общественную ответственность своей деятельности. Эта довольно скромная по живописи картина достойно вошла в историю отечественного искусства.

Картину «Христос в пустыне» приобрел Павел Третьяков за 6 тыс. рублей и предложил живописцу своего рода контракт: написать ряд портретов «лучших людей» России за приличную плату. Художник согласился и создал большой ряд портретов как по заказам мецената, так и самих портретируемых: И.А. Гончарова (1874), Я.П. Полонского (1875), П.М. Третьякова (1876); Д.В. Григоровича (1876), С.Т. Аксакова (1878), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879), А.В. Прахова (1879), И.И. Шишкина (1880); С.П. Боткина (1880), В.Г. Перова (1881), А.С. Суворина (1881), В.С. Соловьева (1885), Ю.С. Нечаева-Мальцева (1885) и др. Наиболее удачны портреты Л.Н. Толстого (1873) и Некрасов в период “Последних песен” (1877). Льву Толстому портрет чрезвычайно понравился, и он заказал еще один «для жены и детей». Портреты И.Н. Крамского стоили немало. Известно, что почти все модели художника – люди весьма состоятельные и были не прочь стать владельцами своих живописных изображений.

Вместе с тем И.Н. Крамской живописал своих коллег художников, а также деятелей искусства и культуры: Н.Д. Дмитриева-Ориебургского (1866), А.П. Боголюбова (1869), К.А. Савицкого (1871), Ф.А.Васильева (1871), А.И.Куинджи (1872), И.И. Шишкина (1873), В.М. Васнецова (1874), А.Д, Литовченки (1878), скульптора Антокольского (1876), певицы Е.А. Лавровской (1879), актеров А.П. Ленского (1883) и В.В. Самойлова (1881), академика Ф.И. Рупрехта (1863-1870) и др.

У художника есть несколько портретов и русских крестьян: «Пасечник» (1872), «Полесовщик» (1874), «Созерцатель» (1876), «Мина Моисеев» (1882), «Крестьянин с уздечкой» (1883).

Наследие И.Н. Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и своеобразны, однако их осуществление зачастую наталкивалось на ограниченность возможностей как художника, которую он сам сознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно.

Живописец не писал обличительных жанровых сцен, поощряемых в передвижничестве. Однако попытка воплотить фольклорный мир в оригинально задуманной картине «Русалки» (1871) обернулась претенциозностью. В небольшой композиции «Осмотр старого барского дома» (1873-1880) И.Н. Крамской нашел необычное по лаконизму решение, успешно избежав стереотипы своего времени. Незаурядным произведением оказалась «Неизвестная» (1883), до сих пор привлекающая зрителей своей неразгаданностью, а историков искусства неизвестным прототипом (см. «Неизвестная. Этюд»). Заметным явлением стала картина «Неутешное горе» (1884). Живописец создал несколько вариантов произведения, стремясь передать сильное драматическое чувство максимально сдержанными средства.

Не состоялась главная картина всей жизни художника – «Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)» (1877-1882). И.Н. Крамской изобразил издевательство толпы над Иисусом Христом, который должен был предстать самоотверженным нравственным подвижником. Он трудился над ней многие годы порой по десять-двенадцать часов в сутки, но оказался бессилен ее закончить, осознав, что высокая морально-философская проблематика неподвластна его кисти. На евангельскую тему он написал еще одну картину в предпоследний год жизни «Иродиаду» (1886), но признания она также не получила.

В конце 1870-х – начале 1880-х годов И.Н. Крамской уже общепризнанный мастер портрета, имеющий неограниченное количество заказов, в том числе и в великосветских кругах. Он пишет парадные портреты аристократов и высокопоставленных особ Российского империи: герцога мекленбург-стрелицкого Георга (1876), князя Павла Ивановича Ливена (1879), графа Петра Александровича Валуева (1880), адмирала Логина Логиновича Хейдена (1882), вице-директора департамента разных податей и сборов Якова Михайловича Голубева (1884), великого князя Владимира Александровича (1885), банкира Евгения Ивановича Ламанского (1886) и др.

Далеко не все из этих добротных портретов равны по живописным качествам и одинаково интересны. Все же именно в последний период художник поднялся на новую ступень, достигнув более проникновенного психологизма, позволявшего порой выявлять внутреннюю суть портретируемого. Подобные работы упрочили за ним официальную славу выдающегося портретиста своего времени. Это позволяло существовать более, чем безбедно его семье, в которой было четверо своих детей и взятые на воспитание племянник и племянница. Гонорар за портрет составлял 5 тысяч рублей.

В начале 1880-х годов И.Н. Крамской, неожиданно для членов Товарищества, принялся портретировать царскую семью. В серии работ следует отметить портрет Александра Александровича (1886), впоследствии принесенный А.А. Половцовым в дар музею Императора Александра III; два больших офорта императрицы Марии Александровны на смертном одре; офорт Александра Александровича цесаревича, относящийся к одному из лучших графических достижений художника.

Живописец создает ряд полотен, посвященных коронации государя: «Причащение святых тайн государя императора»; «Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.»; «Коронование государыни императрицы Марии Федоровны в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.»; «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов». Живописные достоинства этих произведений оставляют желать лучшего, однако репродукции с этих картин вошли в официальный и чрезвычайно престижный альбом «Описание Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны всея России»

И.Н. Крамской также портретирует царицу: Портрет императрицы Марии Федоровны (1881), Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе. (1880-е гг.). Для высочайшего семейства он работает даже декоративно-прикладном виде искусства (Веер императрицы Марии Федоровны с росписью маслом: погрудные портреты Александра III и детей).

Портретная галерея царских особ вызвала бурю протестов у передвижников. Отношения И.Н. Крамского с Товариществом приняли форму неприкрытой конфронтации с упреками в ренегатстве. И.Н. Крамской, не щадя себя, пошел на конфликт с товарищами и не стеснялся высказывать им критические замечания об их творчестве, что делал, впрочем, и задолго до инцидента.

Всегда и во всем отстаивавший свою правоту, стремящийся к лидерству, Иван Крамской был скор на выводы и несдержан в оценках. Из-за этого у него часто происходили столкновения с товарищами по цеху. Своими резкими характеристиками он часто даже оскорблял коллег по Товариществу. Один из таких острых конфликтов, который тлел многие годы, возник вскоре после организации Товарищества с неформальным лидером передвижников Николаем Ге. Позже произошла громкая история с художником польского происхождения Г.И. Семирадским, которого при активном участии И.Н. Крамского передвижники буквально «выпихнули» из российского искусства, да и вообще из России.

Словно в отместку за все прежние категорические высказывания, члены Товарищества обвинили И.Н. Крамского в неискренности, в отказе от общих идей и потворстве собственным меркантильным интересам и желании стать придворным художником. И.Е. Репина, например, упрекал И.Н. Крамского в том, что, работая над портретами высокопоставленных особ, он сам понемногу усвоил и их взгляды. Между тем ради справедливости надо заметить, что другие передвижники отнюдь не чурались живописать аристократию и особ императорского дома.

Последние годы жизни И.Н. Крамской провел в идеологическом одиночестве: почти все коллеги по Товариществу отвернулись от него. Правда, незадолго до смерти произошло формальное примирение.

Н.И. Крамской неутомимо трудился до конца своих дней. Но тяжелая болезнь подтачивала здоровье, кашель душил и мучил его все время. Постоянное недомогание сильно изменило его характер: он сделался крайне раздражительным. Взгляды его на отечественную живопись и на русских художников стали пессимистическими.

Смерть, последовавшая от аневризма, была мгновенной. И.Н. Крамской замертво упал у мольберта с кистями в руках, работая над портретом доктора Карла Раухфуса.

Он умер всего 50 лет от роду 24 марта 1887 года в Петербурге. Похороны состоялись на ближайшем к дому Смоленском православном кладбище. В 1939 г. прах Н.И. Крамского перенесли в Некрополь мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer