Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » Давид Жак Луи » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Давид Жак Луи (1746—1825)
Французский живописец. Академик, член Якобинского клуба (1790 г.), Национального Конвента (1792 г.), Комиссии искусств и Комитета просвещения (1792 г.), первый живописец императора (1804 г.), обладатель ордена Почетного легиона (1814 г.). В предреволюционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого «революционного» классицизма. Создавал исторические картины, стремясь выразить героические идеалы через образы античности. Во время Великой французской революции писал исторические картины на современные темы. При Наполеоне I исполнил ряд заказных декоративно-эффектных парадных композиций. Известен также как портретист. Написал несколько мифологических композиций. Был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж.О.Д. Энгра и многих других.
 
Эпоха, стиль, направление классицизм
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Березина В. Н. Ж. Л. Давид.— Л., 1963; Кузнецова И. А. Л. Давид.— М., 1965.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Жак Луи Давид родился в Париже в семье состоятельного коммерсанта. В юности посещал академию Сен-Люк, работал в мастерской Вьена. В 1766 г. был принят в Королевскую академию, где учился у Вьена. С 1771 г. ежегодно участвовал в конкурсах на Римскую премию, которую получил лишь в 1774 г. за картину «Антиох, сын Селевка». Получив награду, в октябре 1775 г. Давид вместе с Вьеном отправляется в Рим. В Риме большую часть времени художник посвящает рисованию с античных статуй и рельефов и копированию полотен великих мастеров.
         В 1780 г. Давид возвращается на родину. В годы, предшествовавшие Великой французской революции, художник становится крупнейшим представителем так называемого «революционного» классицизма. Творчество Давида имеет ярко выраженную публицистическую направленность, художник стремится выразить героические идеалы через образы античности. Впервые принципы классицизма у Давида намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние». Эта картина, выставленная в Салоне 1781 г. вместе с некоторыми другими полотнами, принесла художнику известность и признание. За нее Давида причислили к Академии, что являлось первым академическим званием.
         В 34-летнем возрасте Давид женился на некоей Маргарите Шарлотте Пекуль, дочери состоятельного и влиятельного руководителя работ в Лувре. С Шарлоттой художник прожил много лет; у них было двое сыновей и две дочери.
         В 1783 г. в Салоне была выставлена знаменитая давидовская «Андромаха, оплакивающая Гектора», за которую художник был принят в действительные члены Академии.
         В 1784 г. вместе с семьей и учениками Давид отправляется в Рим. В Риме он пишет картину «Клятва Горациев», которая имела грандиозный успех и в которой нашли наиболее полное выражение принципы революционного классицизма.
         В последующие годы Давид много пишет. Он создает исторические полотна («Смерть Сократа», «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»), мифологические композиции («Парис и Елена»), портреты («Врач А. Леруа», «Портрет четы Лавуазье»). Художник приобретает славу «самого передового и смелого живописца», «сокрушителя основ». Он становится богатым, знаменитым и популярным.
         Последующий период жизни Давида был тесно связан с политической жизнью Франции. Художник стал активным участником событий Великой французской революции. В 1790 г. он стал членом Якобинского клуба, в 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики, а после переворота 31 мая — 2 июня 1793 г., когда к власти пришли якобинцы, фактически стал проводником правительственной политики в области искусства. Давид руководил также организацией национальных празднеств; в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». В январе 1793 г. в числе других депутатов Конвента Давид проголосовал за смерть короля Людовика XVI, который позднее был казнен. Воодушевленный героикой революции, Давид пишет историческую картину на современную тему — «Клятва в зале для игры в мяч» (не закончена). Полотна «Убитый Лепелетье» (не сохранилась) и «Смерть Марата» стали памятником героям революционной эпохи.
         После нового переворота в июле 1794 г. Давид, как видный якобинец, был арестован и предстал перед следствием. Однако он сумел доказать свою непричастность к массовым казням 1793—94 гг. и был освобождён в августе 1795 г. Выйдя из заключения, Давид с воодушевлением берется за кисть. Он пишет портреты четы Серизиа («Портрет Пьера Серизиа», «Портрет мадам Серизиа»), приступает к работе над многофигурным полотном «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», которое он писал около пяти лет. На неоконченное еще полотно приехал посмотреть Наполеон Бонапарт. Оценив талант Давида, Наполеон назначает его «живописцем правительства», предлагает художнику должности члена государственного совета и сенатора. Однако Давид отказывается от всех предложений, предпочтя им жизнь свободного художника.
         В 1800 г. Давид написал первый портрет Наполеона, за которым последовало полотно «Наполеон при переходе через Сен-Бернар». Работа настолько понравилась Наполеону, что впоследствии он заказал три повторения картины. Звезда Давида засияла вновь. Не имея никаких официальных должностей, он фактически остается первым живописцем Франции. Позировать Давиду считается большой честью, удостаивались которой немногие («Мадам Рекамье»).
         В 1804 г. Наполеон, провозглашенный императором, жалует Давиду звание «первого живописца императора» и кавалерский орден Почетного легиона. В том же году Давид начал писать картину, изображающую коронацию Наполеона I («Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.»). Работая над этим заказом, художник создал около полутораста портретов государственных сановников, изображения которых предстояло включить в композицию. Это уникальное по размеру полотно художник писал около трех лет. Картина была принята благосклонно, и на художника вновь посыпались почести. В 1812 г. Давид написал последний портрет Наполеона («Портрет Наполеона»).
         В 1814 г. Давид закончил работу над полотном «Леонид в сражении у Фермопил», которое он выставил в своей мастерской. Это было последнее большое полотно художника. Внимания публики оно не привлекло.
         С окончательным падением Бонапарта в жизни Давида наступили черные дни. Художник был осужден к пожизненному изгнанию из Франции как голосовавший за казнь короля. Не получив разрешения уехать в Рим, Давид вместе с женой в 1816 г. едет в Брюссель. В Брюсселе он продолжает писать, создавая портреты, а также картины на античные сюжеты («Амур и Психея»).
         В конце 1825 г. произошел несчастный случай, после которого 77-летнний художник уже не сумел оправиться. 29 декабря 1825 г. Давид умер. Французские власти не дали разрешения на его погребение во Франции, Давид был похоронен в Брюсселе.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть)
Литература XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть)
Музыка XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть)
История XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer