Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мане Эдуард » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Мане Эдуард (1832—1883)
Французский живописец и рисовальщик, мастер литографии и офорта. Продолжая реалистические традиции французского искусства XIX в., Мане предвосхитил возникновение и стал одним из основоположников импрессионизма. В то же время Мане расходится с многими импрессионистами, сохраняя ясность рисунка и отдавая предпочтение бытовому сюжету. Основная тема произведений Мане — сцены современной парижской жизни. Мане создавал также портреты, натюрморты и пейзажи. При жизни искусство Мане подвергалось резкой и нелицеприятной критике. Признание получили лишь несколько его картин. В последние годы жизни Мане был награжден почетной медалью II степени и орденом Почетного легиона.
 
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Перрюшо А. Э. Мане / Пер. с фр.— М., 1976; Чегодаев А. Д. Э. Мане.— М., 1985; Барская А. Э. Мане.— М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников / Пер. С фр.— М., 1965.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



        Эдуард (Эдуар) Мане родился 23 января 1832 г. В Париже в богатой буржуазной семье. Способности к рисованию проявились у Эдуарда еще в бытность его учеником колледжа (где он посещал факультативный класс по рисованию). Родители Эдуарда хотели, чтобы он стал юристом. Однако карьера юриста не привлекает юношу, и он делает попытку поступления в мореходную школу. Провалившись на экзаменах, в 1848 г. Эдуард отправляется юнгой в плавание. Вернувшись в Париж, он вновь сдает экзамен и вновь не выдерживает его. В 1850 г. Эдуард поступает в Школу изящных искусств, где обучается у Т. Кутюра. Окончив обучение в 1856 г., Мане совершает турне по музеям Голландии, Италии, Германии и Австрии, где знакомится с творчеством великих мастеров (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и других), делает множество набросков и зарисовок. В 1859 г. Мане пытается выставить в салоне картину «Любитель абсента», однако жюри Салона отвергает это произведение. В 1861 г. в Салоне выставляются «Портрет родителей» (Музей Орсе, Париж) и «Гитареро» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), принятые публикой довольно благосклонно.
         В ранних работах Мане заметны испанские мотивы. Во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы он пишет серию картин с живых испанских моделей («Лола из Валенсии»).
         В 1863 г. три тысячи из пяти тысяч картин, представленных в Салон, были отвергнуты жюри. Наполеон III распорядился выставить эти полотна в расположенном по соседству Дворце промышленности. Эта выставка получила название «Салона отверженных». В центре внимания Салона отверженных оказалась картина Мане «Завтрак на траве», навеянная «Сельским концертом» Джорджоне. Позаимствовав мотив у классиков, Мане наполнил его современным содержанием. Однако публика и критики были шокированы «вопиющей непристойностью» картины. Разразился грандиозный скандал.
         В 1865 г. Мане выставляет в Салоне «Олимпию», прототипом которой послужила «Венера Урбинская» Тициана. В картине мотив обнаженного женского тела трактован художником в нетрадиционной манере и наполнен современным содержанием. Публика не готова была принять искусство Мане, и на художника обрушилась яростная, беспощадная, уничтожающая критика. Только собратья-импрессионисты да кое-кто из литераторов (Бодлер, Гюго, Золя) встали на защиту художника.
         В 1860-е гг. Мане работает в самых разных жанрах: пишет жанровые сцены («Скачки в Лоншане», «Музыка в Тюильри»), портреты («Флейтист», «Портрет Э. Золя», «Балкон»), марины («Бой «Кирсарджа» и «Алабамы»), натюрморты, религиозные композиции, обращается к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана»).
         В 1866 г. жюри Салона отвергает картины Мане («Флейтиста» и др.). В 1867 г., опасаясь нового отказа, Мане на собственные средства устраивает выставку, на которой представляет публике пятьдесят лучших своих картин. Однако и эта выставка успеха не имела.
         В 1868 г. в Салон был принят «Портрет Э. Золя», вызвавший положительную реакцию публики.
         Во время франко-прусской войны и осады Парижа (1870—71) Мане оставил кисть и вступил в артиллерию канониром. На гибель «Парижской коммуны» художник откликнулся несколькими произведениями («Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт).
         В 1873 г. в Салоне выставляется картина Мане «За кружкой пива, принесшая автору мимолетный успех.
         Искусство Мане предвосхитило возникновение импрессионизма. В конце 1860-х гг. художник сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с начала 1870-х гг. начинает работать на пленэре. Ряд произведений Мане («Аржантёй», «Моне и госпожа Моне в лодке») несет в себе черты импрессионизма; в то же время Мане расходится с импрессионистами, сохраняя ясность рисунка и отдавая предпочтение бытовому сюжету («Нана», «В кабачке папаши Латюиль»).
         1870-е — начале 1880-х гг. Мане много работает в области портрета, расширяя возможности этого жанра, соединяя в одном произведении несколько жанров («Портрет С. Малларме», 1876, Орсе, Париж, «Портрет мадам Мане на голубом диване», 1878—82, Орсе, Париж); пишет натюрморты («Лимон», «Сирень в стеклянной вазе») и пейзажи, выступает как рисовальщик, занимается литографией и офортом.
         В 1881 г. за «Портрет охотника на львов» Мане получает почетную медаль II степени. В том же году он награждается орденом Почётного легиона.
         Последней и самой значительной работой Мане стало полотно «Бар «Фоли-Бержер».
         В конце 1870-х гг. здоровье Мане резко ухудшилось. В апреле 1883 г. художника поразила гангрена. Врачи были вынуждены ампутировать ему ногу. Несмотря на то что операция прошла успешно, 30 апреля 1883 г. Мане скончался.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer