Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » X в. » X в. (вторая четверть)


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Вручение Марии пурпура для храмовой завесы. Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые – начало 1050-ых гг.
Фрески, посвященные раннему периоду жизни Богородицы и Ее родителям Иоакиму и Анне, размещены в апсиде диаконника Софийского собора . Подобные сюжеты нехарактерны для алтарной стенописи. Возможно, князь Ярослав Мудрый, заказчик росписи, хотел этим оставить память о своей матери Анне Корсунской, умершей в 1011 году, и о своей жене Ирине, в монашестве Анне, скончавшейся 10 февраля 1050 года. Тогда последняя дата может служить уточнением времени создания фресок.

О том, что Богоматерь ткала занавес для Иерусалимского храма, известно их Протоевангелия Иакова, которое в XI веке имело широкое хождение в христианском мире. Росписи протоевангельского цикла в диаконнике значительно отличаются от остальных фресок Софии Киевской. В них заметны упрощенная трактовка ликов, преувеличенные пропорции фигур, массивность палатного письма. Очевидно, они относятся к последнему периоду росписи храма.   подробнее

Давид, играющий на лире. Миниатюра «Парижской Псалтири». Около 950
http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?img=28289&big=on
Предположительно, миниатюры «Парижской Псалтири» были скопированы с александрийской рукописи IV века. Каждая миниатюра задумана как самостоятельная картина — находится на отдельном листе и окружена орнаментальной рамкой. Художественные формы памятника дышат чувственной прелестью античности.
Миниатюра изображает царя Давида, играющего на лире. Царь в светлом коротком одеянии, обнажающем ноги, с лирой на коленях сидит в естественной и свободной позе, полуотвернувшись от зрителя. Столь же непринужденно облокотилась на его плечо сидящая рядом девушка. Под одеянием (пеплосом), открывающим руки и часть груди красавицы, ощущаются почти скульптурные формы совершенного тела. Возле фигуры надпись: «Мелодия». Художник не мог передать звуки, издаваемые инструментом псалмопевца, но таким образом дал зрителю понять, что они прекрасны. Вокруг Давида бродят овцы и козы, тут же сидит собака, придавая миниатюре вид натурной зарисовки. А в глубине видны загородная патрицианская вилла и декоративная колонна, увенчанная вазой.
  подробнее

Евангелист Лука. Миниатюра евангелия. Середина X в.
http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/
Четвероевангелие было написано в столичном скриптории в середине X в. — в период, когда Византийская империя находилась в зените своего могущества и славы. Миниатюра, открывающая евангелие от Луки, показывает евангелиста сидящим за столом с книгой на коленях. Лука пишет свою «благую весть», удобно расположившись на стуле, поставив ноги на деревянную подставку. На столе перед ним — нехитрые пишущие принадлежности, с арки свисает масляная лампа.  подробнее

Единоборство Иакова с архангелом Михаилом. Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые – начало 1050-ых гг.
Среди софийских фресок выделяется своей относительно хорошей сохранностью композиция «Единоборство Иакова с архангелом Михаилом»

Крайний южный придел Софии Киевской был посвящен архангелу Михаилу – архистратигу небесного воинства. На Руси он почитался как покровитель князей и воинов. Его огромная полуфигура заполняла всю конху апсиды. На сводах были написаны шесть сцен из архангельских деяний. Одна из них – «Единоборство Иакова с архангелом Михаилом».

Христианская экзегетика интерпретирует борьбу Иакова с архангелом (Быт XXXII, 24-32) как ветхозаветный прообраз Боговоплощения, осуществленное Иисусом Христом. Через борьбу с Божьим посланником Иаков как бы преображается, что находит свое символизированное подтверждение в перемене имени Иакова на Израиль. Таким образом, Иаков предвосхищает грядущее обновление твари.   подробнее

Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью на престоле. Мозаика храма Св. Софии в Константинополе. Около 950
http://rubens.anu.edu.au/
Создание мозаики преследовало цель импозантного оформления одного из входов главного храма империи. Изображение должно было демонстрировать единство императорской власти и церкви, благочестие василевсов… См. ниже.  подробнее

Моление пророка Исайи. Миниатюра «Парижской Псалтири». Около 950
http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?img=28289&big=on
Предположительно, миниатюры «Парижской Псалтири» были скопированы с александрийской рукописи IV века. Каждая миниатюра задумана как самостоятельная картина — находится на отдельном листе и окружена орнаментальной рамкой. Художественные формы памятника дышат чувственной прелестью античности.
На миниатюре изображен молящийся пророк Исайя. За спиной пророка стоит прекрасная девушка с покрывалом на голове и опущенным факелом. Она олицетворяет Ночь — поэтому и лицо ее, и одежды имеют голубовато-серый цвет. Маленький ребенок символизирует утреннюю Зарю — Эос. Таким образом, художник показывает, что Исайя молится в тот безлюдный утренний час, когда заря еще не до конца прогнала с небосвода тьму ночи.
  подробнее

Христос, коронующий Константина VII. 945
http://en.wikipedia.org/wiki/Byzantine_literature
Эпоха Х—ХI вв. была временем расцвета костерезного искусства Византии. Воспроизведенная на пластине сцена с изображением коронования Христом императора Константина VII Багрянородного имеет символический характер и косвенным образом воспроизводит торжественный церемониал византийской придворной жизни. Назначение пластины не вполне ясно; возможно, она служила переплетом. Над головой императора и между фигурами вырезаны греческие надписи: «Константин в Боге» и «Василевс ромеев». Памятник происходит из коллекции А.С. Уварова (1825—84), одного из основателей Исторического музея в Москве, известного русского археолога. Ранее пластина находилась в сокровищнице Эчмиадзина.  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer