Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Сёра Жорж » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Сёра Жорж (1859—1891)
Французский живописец и график, основатель и лидер неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма). Это течение, связанное с импрессионизмом и развивающее его. Цель неоимпрессионизма — заключить живописную интуицию импрессионистов в рамки научного метода, гарантирующего от возможных ошибок. В понятии «дивизионизм» (от фр. division — «разделение») заключалась суть метода Жоржа Сера и его сподвижников, основанного на законе оптического восприятия. Глаз способен синтезировать нужный цвет, соединяя световые лучи, — следовательно, художник может не пытаться смешивать этот цвет на палитре. Достаточно просто наносить составляющие свет цвета в определенных сочетаниях на полотно. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки. Поэтому технику неоимпрессионистов называют также пуантилизмом (от фр. point — «точка»). Сёра был очень оригинальным теоретиком и, несмотря на раннюю смерть, успел создать новое направление в живописи, сразу же завоевавшее популярность и признание.
 
Эпоха, стиль, направление неоимпрессионизм, дивизионизм, пуантилизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Жорж Сёра родился 2 декабря 1859 г. в семье парижского буржуа. Закончив Школу изящных искусств, он предложил Салону в 1884 г. свое первое большое (два на три метра) полотно «Купание в Аньере», сюжетом для которого послужила сцена отдыха рабочих на берегу Сены, в предместье Парижа. Художник стремился к идеальной красоте, гармонии линий и тонов, возвышающей простое событие до ритуального действа. Отвергнутое Салоном, полотно было выставлено в «Салоне независимых» и стало первым значительным произведением Сера. В «Салоне независимых» Сера познакомился с Полем Синьяком, выставившим несколько пейзажей, исполненных в импрессионистской манере. Это знакомство положило начало неоимпрессионизму.
         В течение следующих двух лет Сера работал над полотном «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». Написанию картины предшествовало множество рисунков с натуры и живописных эскизов, запечатлевших поиски моделей и пейзажа. Главное отличие этой картины от «Купания в Аньере» было в изменившейся манере письма. В этой работе художник впервые использовал разработанный им новый художественный метод, основанный на законах спектрального анализа. Сёра отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. Эту технику часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термин «дивизионизм». Написанная мелкими мазками, картина словно выткана из огромного количества оттенков. Все фигуры расположены лицом к зрителю или в профиль. Позы скованны, лица не видны, однако бросаются в глаза детали: обезьянка, собачки, зонтики, трости, трубка и сигара. Застывший, словно по мановению волшебной палочки, пейзаж окутан странным, нереальным воздухом. Техника дивизионизма (пуантилизма) была настолько сложна, что художник за свою недолгую жизнь написал только семь больших композиций, не считая пейзажей и рисунков. С оптической точки зрения Сёра изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков. Причем главным в его экспериментах было не соответствие полученной гаммы естественным краскам природы, а достигаемый их игрой особый декоративный эффект.
         Законченная работа, впервые показанная в 1886 г. на восьмой выставке импрессионистов, вызвала недоумение, восторг и споры. Критики назвали картину «манифестом живописи и знаменем новой школы». Стремление Сёра к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов; поэтому для обозначения созданного им метода возник термин «неоимпрессионизм». Вероятно, название придумал Феликс Фенеон, ставший главным критиком этого направления в живописи.
         В последующие шесть лет Сера создал одну за другой несколько картин, отметивших этапы развития созданного им течения («Натурщицы», «Парад», «Канкан», «Пудрящаяся женщина»).
         Значительную часть наследия Сёра составляют небольшие по размеру пейзажи («Мост в Курбевуа», «Порт-ан-Бессен», «Сена в Гранд-Жатт») и марины («Ла-Манш в Грандкамп», «Маяк в Онфлере») — с середины 1880-х гг. художник проводил летние месяцы на морском побережье, возвращаясь в Париж только с приближением зимы.
         Последняя картина Сера «Цирк» (1891) была выставлена в «Салоне независимых» в 1891 г. В отличие от импрессионистов, Сера переносил на холст не мгновенное впечатление от увиденного — цирковые артисты и зрители объединены в целостную, тщательно продуманную композицию.
         Жорж Сера внезапно умер через девять дней после открытия Салона. Сёра был очень оригинальным теоретиком и, несмотря на раннюю смерть, успел создать новое направление в живописи, сразу же завоевавшее популярность и признание. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. Для работ Сера (особенно последних, близких к стилистике «модерна») характерно также тяготение к масштабам и возможностям монументальной живописи.
         Самым рьяным приверженцем Сера стал Поль Синьяк. С ним связано дальнейшее существование неоимпрессионизма. Этот художник был его пропагандистом, написал несколько статей и до конца жизни остался верен его принципам.
         Отойдя от импрессионизма, неоимпрессионизм превратился в художественное течение, отразившее одну из сторон творческих поисков конца XIX в. Благодаря интеллектуальности и новому подходу к технике живописи он превратился в значительное явление искусства и оказал влияние на художественную жизнь XX столетия.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer