Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Тулуз-Лотрек Анри » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Тулуз-Лотрек Анри (1864—1901)
Французский живописец и график, один из крупнейших мастеров постимпрессионизма. Автор более шестисот картин, сотен литографий, тысяч рисунков и набросков. Блестящий портретист. Главная тема творчества Тулуз-Лотрека — развлечения и быт богемы, парижского «дна», которые художник показывает без тени морализирования, с присущей ему остротой наблюдений и едкой иронией. Важнейшее место в творчестве Лотрека занимает печатная графика. За короткий период с 1891 по 1899 гг. он создал около трехсот пятидесяти эстампов и афиш, оказавших значительное влияние на формирование графического языка последнего десятилетия XIX в.
 
Библиография Перрюшо А. Тулуз-Лотрек / Пер. с фр. — М., 1969; Воркунова Н. Тулуз-Лотрек. — М., 1972.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек (собственно Тулуз-Лотрек-Монфа) родился 24 ноября 1864 г. в г. Альби. Анри был потомком древнейшего аристократического рода, его предки принимали участие в крестовых походах. Семья была очень богатой, имела апартаменты в Париже, а также поместье в Альби, недалеко от Тулузы, на юго-западе Франции. Как это зачастую случалось в аристократических семьях, родители Анри были двоюродными братом и сестрой, и это самым пагубным образом сказалось на физическом здоровье ребенка. Будучи подростком, Анри сломал шейки обоих бедер, после чего его ноги совершенно остановились в росте, в то время как торс продолжал расти. В результате красивый и ловкий мальчик превратился в уродливого калеку — с короткими ножками, непропорционально большим туловищем и большой головой. В порядке «компенсации» природа наградила его пышной бородой, громким голосом и бурным темпераментом.
         Тулуз-Лотрек получил приличное домашнее образование. К 14-ти годам он был отдан в обучение к глухонемому художнику Рене Принсто, который специализировался на лошадях и сценах охоты.
         В 1882 г. Анри вместе с матерью едет в Париж, где несколько месяцев обучается у Л. Бонна, затем поступает в студию Ф. Кормона. Около 1885 г. молодой художник начинает осваивать Париж. Он открывает для себя Монмартр — район на севере Парижа, расположенный между фешенебельными бульварами и заводскими окраинами, — быстро превращавшийся в место ночных увеселений и прибежище парижской богемы. Лотрек желал работать на Монмартре, однако его родители воспротивились этому и не дали денег на аренду студии. Тогда художник ушел из дому и поселился на Монмартре вместе с Рене Гренье, своим товарищем по студии Кормона. Общение с друзьями-художниками В. ван Гогом, Э. Бернаром и Луи Анквентином помогло Тулуз-Лотреку выработать свой собственный стиль, на который, в значительной степени, повлияло искусство Э. Дега и японская гравюра.
         В 1886 г. родители, сменив гнев на милость, назначают Лотреку содержание; он арендует на Монмартре студию и квартиру.
         Художник становится завсегдатаем ночных увеселительных заведений Парижа — кафешантанов и танцевальных залов. Альбом всегда при нем, ему охотно позируют, признавая за своего. Именно здесь, на Монмартре, Тулуз-Лотрек впервые получил общественное признание. В картинах, рисунках, набросках Лотрек воссоздает атмосферу ночного города и его обитателей («Бал в Мулен-де-ла-Галетт», «В Мулен-Руж», «Кадриль в Мулен-Руж»).
         У художника есть излюбленные персонажи: певцы и танцовщицы, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом: знаменитая Ла Гулю («Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж»); звезда Монмартра, певица Иветт Гильбер («Певица Иветт Гильбер», «Иветт Гильбер, приветствующая публику»); танцовщица Жан Авриль («Танцующая Жан Авриль», ок. 1892, Лувр, Париж); шансонье и владелец кабаре Аристид Брюан («Аристид Брюан в своем кабаре»).
         Особое, если не главное место в творчестве Тулуз-Лотрека занимает портрет («Клоунесса Ша-Ю-Ка-О», «Портрет Луи Паскаля», «Портрет Жюстин Дье»).
         Индивидуальной манере Лотрека свойственны гибкий и ломкий обобщающий рисунок, вибрирующие длинные красочные мазки и холодная гамма, оттененная крупными пятнами ярких цветов.
         Лотрек посещал дорогие бордели в центре Парижа. Проституки, большую часть времени ходившие полуодетыми, были для художника идеальными моделями. В одном из борделей Лотрек устроил студию, что давало ему возможность наблюдать и рисовать на досуге. Его рисунки и картины показывают монотонную повседневную жизнь проституток: ожидание клиентов, принятие пищи, игра в карты, медицинские осмотры и т. п. («В салоне на улице Де-Мулен»).
         За свою недолгую жизнь Лотрек исполнил множество рисунков и иллюстраций к журналам и книгам. Важнейшее место в творчестве Лотрека занимает печатная графика (литография). За короткий период с 1891 по 1899 гг. художник создал около трехсот пятидесяти эстампов и афиш, отличающихся графической легкостью и лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком («Японский диван», «Жан Авриль», «Англичанин в Мулен-Руж»). Уже первая его афиша («Мулен-Руж. Ла Гулю») принесла ему славу величайшего рисовальщика Парижа. Работы Лотрека стремительно обретают популярность. Художник много выставляется; в прессе появляются восторженные публикации о его творчестве. Издаются серии эстампов Лотрека. В 1893 г. вышла серия «Кафе-концерт», в которую вошли одиннадцать литографических портретов Лотрека, запечатлевших его любимых персонажей — Иветт Гильбер, Жан Авриль, Аристида Брюана и других актеров и завсегдатаев кафе-шантанов. В 1893—95 гг. Лотрека печатают в дорогом гравюрном издании «Оригинальный эстамп» («Ревю Бланш»). Художник получает заказы и для зарубежных журналов («Марсель Лендер, погрудно»). Особое место в творчестве Лотрека-графика занимает литография карандашом. В карандашной технике сделаны различные шуточные приглашения, меню, разнообразные наброски, иллюстрации. К их числу относится серия иллюстраций к роману Клемансо «У подножия Синая», исполненная в 1897 г. В 1896 г. в издательстве Г. Пелле (специализировавшемся на эротической гравюре) выходит серия из одиннадцати литографий «Они», главным содержанием которой стала интимная жизнь куртизанок. Открывавший серию эстамп «Сидящая клоунесса» («Мадемуазель Ша-Ю-Као») относится к наиболее запоминающимся образам Тулуз-Лотрека. Из всей серии именно эта работа пользовалась наибольшим успехом и быстро разошлась среди коллекционеров. Успех литографии «Сидящая клоунесса» привел к публикации в 1897 г. еще двух близких по манере исполнения эстампов Лотрека, посвященных той же героине («Клоунесса в Мулен-Руж» и «Танец в Мулен-Руж»). Из последних графических работ Лотрека упомянем «Жокея» (1899, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др.), навеянного искусством Э. Дега. Влияние Дега прослеживается и в других работах художника («Туалет»).
         Тулуз-Лотрек вел разгульную и беспорядочную жизнь. Ночи напролет он проводил в увеселениях и пирушках, много и напряженно работал, спал урывками. Все это пагубно сказалось на его здоровье. Ситуация усугублялась тем, что на протяжении многих лет художник страдал сифилисом. В возрасте 30 лет Лотрек стал алкоголиком. Друзья, озабоченные состоянием здоровья Лотрека, пытаются помочь — увозят художника из Парижа, организуют за границей его выставки. Однако все эти меры нисколько не помогают, и в 1899 г. мать помещает Лотрека в клинику. Перспектива до конца жизни быть запертым в четырех стенах как будто отрезвила художника — он проявил признаки быстрого выздоровления, даже начал писать. В скором времени Лотрека забирают из клиники, приставив к нему для присмотра кузена Поля Вио.
         В последние годы жизни Лотрек работал крайне мало.
         9 сентября 1901 г. Тулуз-Лотрек скончался.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer