Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » У » Уистлер Джеймс » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Уистлер Джеймс (1834—1903)
Американский живописец и график. Большую часть жизни провел в Англии. Писал, главным образом, портреты и пейзажи. Работал маслом, а также в технике пастели и акварели. Крупный мастер офорта. Искусство Уистлера во многом близко французскому импрессионизму. Подобно картинам французских импрессионистов, произведения Уистлера на протяжении значительного периода его жизни подвергались яростной критике. В последнее десятилетие жизни к Уистлеру пришла популярность: в ряде стран Европы и в США с успехом прошли его выставки, художника избрали президентом «Общества английских художников», пригласили преподавать в парижской Академии Кармен. За серию офортов «Темза» Уистлер награжден премией Бодлера.
 
Эпоха, стиль, направление импрессионизм
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Уистлер Дж. Изящное искусство создавать себе врагов / Пер. с англ.— М., 1970; Матусовская Е. Уистлер и французские импрессионисты // Импрессионисты. Их современники. Их соратники…— М., 1976.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер родился 10 июля 1834 г. в городе Лоуэлл, штат Массачусетс, в семье военного инженера. В 1843 г. Уистлер-старший получает приглашение от императора Николая I принять участие в строительстве железной дороги Петербург — Москва. Семья переезжает в Петербург. Юный Джеймс, еще в Америке проявивший способности к рисованию, посещает Петербургскую академию художеств.
         В 1849 г. отец семейства умирает, и семья возвращается в Америку. По настоянию матери Джеймс поступает в Военно-инженерную академию в Вест-Пойнте, однако учеба не увлекает его. Достигнув совершеннолетия и получив право распоряжаться унаследованным капиталом, он оставляет Академию и уезжает в Париж.
         В Париже Уистлер посещает мастерскую академического живописца Ш. Глейра, копирует в Лувре картины старых мастеров. В Париже художник свел знакомство с Малларме, Бодлером и Легро. Заметное влияние на его творчество оказало знакомство с Гюставом Курбе, главой реалистического направления во французской живописи.
         Увлекшись гравюрой, Уистлер в 1858 г. создает свою первую серию офортов («Двенадцать офортов с натуры»), получившую похвальные отзывы критики. В последующие годы художник продолжает заниматься гравюрой; в период с 1858 по 1863 гг. он создал порядка 80 листов.
         В 1859 г., после неудачной попытки выставиться в Салоне, Уистлер уезжает в Лондон, где живет до 1894 г., впрочем, довольно часто выезжая за границу. Поначалу лондонская публика отнеслась к Уистлеру довольно благосклонно. На выставке Королевской академии искусств было показано его полотно «За роялем» (1858—59, Музей Тафт, Цинциннати), отвергнутое в Париже. Однако в последующие годы реакция публики резко меняется. В 1862 г. картина Уистлера «Симфония в белом №1. Девушка в белом» была отвергнута Королевской академией. Уистлер пытается выставить картину в Париже, однако Салон (1863 г.) также отвергает ее. Уистлер принимает решение выставить картину в Салоне Отверженных, организованном по распоряжению Наполеона III в противовес официальному Салону. Полотно Уистлера, вслед за «Завтраком на траве» Эдуарда Мане, было подвергнуто самой яростной и беспощадной критике.
         В 1866 г. Уистлер едет в Южную Америку, в Чили, где идет война против Испании. Художник ведет дневник морских и военных действий, но в вооруженных столкновениях не участвует. Результатом этой поездки стали несколько марин («Симфония в сером и зеленом. Океан»).
         Уистлер — мастер пейзажной живописи. В Лондоне Уистлер создал целый ряд этюдов с изображением Темзы, являющихся вершиной творчества художника («Ноктюрн в синем и серебряном. Огни Креморна»; «Ноктюрн в синем и золотом. Старый мост в Баттерси»; «Ноктюрн в синем и серебряном. Челси»). В своих пейзажах Уистлер использует живописные эффекты, создающие впечатление зыбкости и подвижности окружающей среды.
         В 1870-е гг. Уистлер создает ряд великолепных портретов («Портрет матери»; «Гармония в сером и зеленом. Мисс Сесили Александер»; «Композиция в сером и черном №2. Портрет Томаса Карлайла»).
         В Англии Уистлеру покровительствовал некий Фредерик Лиланд, ливерпульский миллионер. В 1876—77 гг. художник выполнил роспись скандально известной «Комнаты павлинов» в лондонском особняке Лиланда. В декорациях гостиной заметно сильное влияние японского искусства — комната предназначалась для экспозиции хозяйской коллекции японского фарфора. Влияние японского искусства прослеживается также в некоторых других работах художника («Принцесса фарфорового царства»).
         В 1877 г. десять работ Уистлера были приняты на Гросвенорскую выставку в Лондоне. Среди них была знаменитая ныне картина «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета». Известный критик и теоретик искусства Джон Рёскин раскритиковал эту работу и отозвался об авторе в крайне пренебрежительном и даже оскорбительном тоне. Уистлер подал на Рёскина в суд. И хотя художник выиграл процесс, однако судебные издержки полностью разорили его. Все его состояние: дом, картины, коллекция японских гравюр — все ушло с молотка. Ситуация усугублялась еще и тем, что Уистлер серьезно поссорился с Лиландом, и заказы со стороны мецената прекратились. От полного разорения Уистлера спасла поездка в Венецию (1879—80 гг.), где он исполнил несколько работ маслом («Ноктюрн в синем и золотом. Собор Св. Марка в Венеции»), серию офортов — так называемый «Венецианский цикл» («Нищие», «Площадь Св. Марка в Венеции») и около ста пастелей («Нищие. Зима», «Ступеньки»). Эти работы вызвали благосклонную реакцию критики и отчасти восстановили репутацию художника.
         В 1880-е гг., помимо портретов («Аннабель Ли») и обнаженной натуры («Фиолетовая нота»), Уистлер писал небольшие марины, акварелью и маслом. В 1884 и 1886 гг. проходят выставки работ Уистлера, которые имеют большой успех. В 1884 г. художника приглашают стать членом «Общества английских художников», а через два года избирают его президентом. В 1888 г. Уистлер женился на некоей Беатрисе Годвин, вдове своего друга. В 1892 г. Уистлер с Беатрисой переехали в Париж. Через четыре года Беатриса скончалась.
         Между тем популярность художника растет. В 1891 г. «Портрет матери» приобрел Лувр; в том же году за «Портрет Томаса Карлайла» Корпорация города Глазго заплатила тысячу гиней. Работы Уистлера с успехом выставляются во Франции, Германии, Бельгии и США. Художника приглашают преподавать в Парижской академии Кармен.
         В 1896 г. Уистлер вновь переехал в Лондон, где жил до самой смерти.
         17 июля 1903 г. Уистлер скончался.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer