Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Древнерусское искусство » СТАТЬИ


Благовещение. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.
Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.
Место создания Киев, Украина
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской. – М., 1960; Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. – М.: Искусство, 1973; Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. – Л., 1986; Логвин Г.Н. София Киевская. – Киев, 1971; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э.Грабаря. – М.: АН СССР, 1953; Искусство Киевской Руси: Архитектура. Мозаики. Фрески. Иконопись. Миниатюра. Декоративно-прикладное искусство / Автор-составитель Ю.С. Асеев. – Киев, 1989; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских // Труды 8 Археологического съезда в Москве. Т.1. – СПб., 1892. (Репринтное переиздание. – М., 2002).
Источники Пелевин Ю.А.


На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию «Благовещение».

Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии — от Луки (Лк 1:26—39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых — в алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей — характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк 1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.

 

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XI в. (третья четверть)
Литература XI в. (третья четверть)
Музыка XI в. (третья четверть)
История XI в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer