Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Древнерусское искусство » СТАТЬИ


Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве . 1040-е — начало 1050-х гг
Место создания Киев, Украина
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. – М.: Искусство, 1973; Логвин Г.Н. Софія Київська. – Київ, 1971; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э.Грабаря. – М.: АН СССР, 1953; Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. – СПб., 1889; Высотский С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. – Киев: Наукова думка, 1989; Мясоедов В. Фрески северного притвора Софийского собора в Киеве // Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. 1918. Вып.XII.; Грабар А. Фрески Апостольского придела Киево-Софийского собора // Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. 1918. Вып.XII.; Искусство Киевской Руси: Архитектура. Мозаики. Фрески. Иконопись. Миниатюра. Декоративно-прикладное искусство / Автор-составитель Ю.С. Асеев. – Киев, 1989.
Источники Составитель - Пелевин Ю.А.


«Благовещенье» одна из лучших по своей сохранности фреска Софии Киевской.

В  центральном кресте, где расположено «Благовещенье», фрески были завершены не позднее мая 1046 года, ко времени первого освящения храма – к ним относится и «Благовещенье», одно из лучших по своей сохранности. Эта фреска, как и другие в главной части храма, отличаются своей монументальностью.

Сюжетные композиции на стенах собора построены симметрично. По сторонам центральной оси размещаются укрупненные фигуры на фоне полатных строений, которые всегда параллельны плоскости храмовой стены. А само пространство фресок нарочито плоскостно. В их изобразительный рассказ введено минимальное число дополнительных деталей.

Обобщенная передача сюжетных событий предельно лаконична. Евангельские повествования, развернутые на стенах храма, немногословны и эпически величавы. На них лежит печать торжественности и духовной приподнятости.

Итоговые суждения о фресках киевского собора достаточно шатки из-за их плохой сохранности: какими колористическими качествами они изначально обладали мы можем только догадываться. Вместе с тем по своему общему строю и стилистике софийские фрески далеки от константинопольского настенного письма той эпохи со свободной группировкой сюжетных сцен, с усложненной пространственностью композиций и расширенной цветовой лепкой формы.  

Скорее всего Ярославу Мудрому для росписи своего ктиторского храма удалось пригласить провинциальных греческих фрескистов.

Пелевин Ю.А.

 

Изображения

Мировая художественная культура XI в. (третья четверть)
Литература XI в. (третья четверть)
Музыка XI в. (третья четверть)
История XI в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer