Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Древнерусское искусство » СТАТЬИ


Адриан и Наталия святые. Фрески Софийского собора в Киеве . 1040-е — начало 1050-х гг.
Место создания Киев, Украина
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. – М.: Искусство, 1973; Логвин Г.Н. Софія Київська. – Київ, 1971; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. – М.: АН СССР, 1953; Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. – СПб., 1889; Высотский С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. – Киев: Наукова думка, 1989; Мясоедов В. Фрески северного притвора Софийского собора в Киеве // Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. 1918. Вып.XII.; Грабар А. Фрески Апостольского придела Киево-Софийского собора // Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. 1918. Вып. XII.; Искусство Киевской Руси: Архитектура. Мозаики. Фрески. Иконопись. Миниатюра. Декоративно-прикладное искусство / Автор-составитель Ю.С. Асеев. – Киев, 1989.
Источники Пелевин Ю.А.


На арке северной наружной галереи (притвора) уцелели парные полуфигуры святых мучеников супругов Адриана и Наталии.

«Адриан» и «Наталия», как и другие фрески Софийского собора, сохранились с утратами и потертостями красочного слоя. Изображения сопровождаются современными им славянскими надписями с именами изображенных угодников.

Лики Адриана и Наталии даны с огромными нимбами, их укрупненные черты полны духовно-эмоциональной сосредоточенности. Здесь нет и намека на детализацию, на мелочную разработку форм, столь характерную для византийских росписей зрелого XII века.

В. Н. Лазарев относил публикуемые фрески к XII веку (Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв. – М.: Искусство, 1973. Таб. 125, 126). В. Мясоедов датировал их серединой XI столетия (Мясоедов В. Фрески северного притвора Софийского собора в Киеве // Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. 1918. Вып. XII, С. 1—7.).

Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и членом местной администрации. Наталия, в противоположность мужу, была тайной христианкой. Когда 304 году при императоре Максимиане Галерии (305—311), известном враге христиан, было предпринято очередное гонение, в пещере близ Никомидии укрылись двадцать три человека. Их поймали, судили, истязали и принуждали принести жертвы официальным римским богам. В судебной палате, куда их привели, чтобы записать имена, находился начальник этой палаты — Адриан. Он спросил у христиан, какую награду за мучения они ждут от своего Бога. И получил ответ: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9). Услышав это, Адриан приказал писцам, чтобы и его имя вписали в общий список, так как и он — христианин.

Адриана посадили в тюрьму вместе с другими подсудимыми. Наталия посещала его, ободряла и укрепляла в вере. Когда заключенных христиан присудили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой. Увидев его, Наталия испугалась, что он отрекся от Христа, и не впустила в дом. Он вернулся в тюрьму, где подвергся страшным истязаниям. Осужденным перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего они в мучениях умирали. Наталия больше всего боялась, что муж ее откажется от истинной веры. Она ободряла Адриана и держала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом.

Когда тела мучеников начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких палачей убила молния. Христиане перевезли тела новопреставленных святых из Никомидии в далекий маленький городок Византию.

Имперский военачальник хотел жениться на Наталии, которая была богата, еще молода и красива. Но перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили вторично выйти замуж. Адриан явился ей во сне и возвестил, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия приплыла в Византию и скончалась у гроба своего мужа.

День поминовения Адриана и Наталии — 26 августа.

Пелевин Ю.А.

 

Изображения

Мировая художественная культура XI в. (вторая четверть)
Литература XI в. (вторая четверть)
Музыка XI в. (вторая четверть)
История XI в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer