Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Древнерусское искусство


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Благовещение Устюжское. 30—40-е гг. XII в.

«Устюжское Благовещение» — одна из самых монументальных икон Древней Руси. Фигуры архангела Гавриила и Марии исполнены впечатляющей пластической выразительности. Укрупненность форм, статичность композиции, классическая сдержанность колорита, золотой фон и разделка одеяний ассистом придают иконе торжественность.

См. статью.  подробнее

Благовещение. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040-е гг.
Публикуемая мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском изобразитнльном творчестве. См. статью.  подробнее

Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е — начало 1050-х гг
В центральной части собора помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения . Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, предвещая ей непорочное зачатие Спасителя мира.

Обобщенная передача сюжетных событий на стенах собора предельно лаконична. Евнгельское повествование немногословно и эпически величаво.

См. статью.

  подробнее

Бог Отец. Фреска Усекновения Главы Иоанна Предтечи церкви в Толчкове в Ярославле. 1694-1695
Любые изображения Саваофа, Бога Отца являются неканоничными и противоречащими богословию иконописи. Подобные изображения не допускались еще VII Вселенским собором (787 г.). В Древней Руси их также категорически запрещали: в 43-й главе Деяний Большого Московского Собора (1666-1667 гг.) говорилось: «Повелеваем отныне образ Господа Саваофа впредь не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто не видел Саваофа во плоти».

Между тем, фрески с Богом Отцом оставались весьма распространенными на Руси, начиная с XVII столетия вплоть до наших дней. Саваоф обычно писался в подкупольном пространстве центрального барабана.

Одним из таких многочисленных примеров может служить роспись в ярославском Предтеченском храме, выполненная 28 лет спустя соборного запрета русских архиереев. Здесь Саваоф изображен несколько раз, один из его образов помещен над западным порталом главного храма. Эту фреску мы и публикуем.

В народной христианской вере, значительно отличающейся от ортодоксального православия, подобный образ был насущно необходим, чтобы простой прихожанин воочию, своими глазами мог лицезреть Верховного Создателя.

См. подробнее о церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле и ее фресках.

  подробнее

Богатый в аду. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199

Одна из наиболее интересных сцен нередицкого «Страшного Суда», не часто встречающаяся в подобных композициях. Богатый сидит в огне и, чтобы облегчить свои страдания, молит Авраама, на лоне которого выписана душа нищего Лазаря (эта часть сцены не сохранилась). Богатей показывает себе на язык и взывает: «Отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да умочит пьрст свой в воде и устудитъ ми я изъмагаю бо в пламени семъ». А сатана подносит богачу сосуд с огнем и говорит: «Дроуже богатый, испей горящаго пламени».  подробнее

Филатьев, Тихон. Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Икона. 1691. ГТГ
Икона Богоматерь «Неувядаемый Цвет», хранящаяся в Третьяковской галереи, относится к наиболее древнему типу, восходящему, по всей вероятности, к неизвестной нам афонскому образу. Он создан под влиянием западной иконографической традиции, о чем говорит корона на голове Пречистой Девы. В древней русской иконографии Божию Мать так не изображали.

См. статью.

  подробнее

Филатьев, Тихон. Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Икона. 1691. ГТГ

Богоматерь Белозерская (Умиление). Икона. Первая половина XIII в. ГРМ

В «Богоматери Белозерской» сохраняются традиции монументального стиля домонгольской иконописи, принесенные в Древнюю Русь византийскими мастерами: лаконизм образов, крупный план, четкость силуэта, большие локальные массы цвета.  подробнее

Богоматерь Белозерская (Умиление). Икона. Первая половина XIII в. ГРМ

Лики на иконе из Белозерска оставляют впечатление драматической силы, передают духовное напряжение, вызванное предчувствием крестной жертвы Спасителя.  подробнее

Богоматерь Боголюбская. Иконa. 1157—1158

«Богоматерь Боголюбская» написана «таковым подобием», каковым Пречистая Дева явилась во сне князю Андрею на берегу реки Клязьмы, где была заложена новая княжеская резиденция — Боголюбово.  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer