Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Древнерусское искусство


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Богоматерь Казанская. Икона. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Мы публикуем один из ранних сохранившихся списков с чудотворного образа Богоматери Казанской. Икона явилась в городе Казань 8 июля 1579 г. после сильного городского пожара. Чудотворный образ был обретен в земле под развалинами дома девятилетней девочкой Матроной.

В честь явления иконы был установлен праздник 8 июля, служба к нему и Повести об обретении образа написаны местным священником участником события о. Ермолаем, который позже стал Всероссийским патриархом с именем Ермогена (Гермогена).

В 1579 г. список с Казанской иконы был отправлен в Москву Ивану Грозному. Икона стала особо почитаемой с начала XVII века, после освобождения Москвы от поляков, так как список с первообраза находился с князем Д. Пожарским и К. Мининым в народном ополчении, которое вступило в столицу 22 октября 1613 г. В честь этого события установлено еще одно празднование Казанской иконы – 22 октября. После окончания Смуты Д. Пожарский исполнил данный им обет: он построил на Красной площади церковь во имя Казанской Божией Матери.

В празднования иконы 8 июля (день явления), 22 октября (избавление от поляков) совершались крестные хода с иконой из Успенского собора Кремля в Казанский храм, где постоянно находился чудотворный образ. Процессию 1635 г. описал в своих записках А. Олеарий.

Позже Петр I какой-то список чудотворной иконы перенес в Петербург. Явленная чудотворная икона, обретенная в Казани, утрачена.

Иконографически Казанская Богоматерь представляет извод (вариант) канона Одигитрии. Богоматерь изображена погрудно, ее рук не видно, голова склонена к Младенцу, прямо стоящему по левую сторону. Иисус стоит прямо, но фигура дана по колени. Его правая рука сложена в благословляющем жесте, а левая скрыта одеждой. Главная особенность извода – стоящая фигура младенца и скрытые руки Богоматери.

  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Киккская. Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ

Икона происходит из местного ряда главного иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Икона подписная, что не редкость для Симона Ушакова. Под свитком можно прочитать: «ЛЕТА ГОСПОДНЯ 7176 (1668) ПИСАЛ ПИМИН ФЕДОРОВ ЗОВОМ СИМОН ОУШАКОВ»

Творение Симона Ушакова является одним из списков с древней чудотворной иконы Богоматери с острова Кипр, она считается главной святыней острова. Появилась икона еще в эпоху правления византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118). Образ прославился чудесным исцелением императора и его дочери. После чего Алексей I Комнин, оставив у себя точную копию, отправил святыню на Кипр. Монах Исайя, благодаря щедрым пожертвованиям императора, основал на горе Киккос мужской монастырь во имя Богоматери, где и пребывала древняя икона. «Богоматери Киккская» стала почитаться в России с конца XVI века, чему способствовало распространение сказаний о кипрских святынях.

Киккский образ относится к иконографическому типу «Богоматери Взыграния», воплощавшего тему страстей Христа и предвидения Божией Матерью страданий своего сына.

Верный себе, С. Ушаков наделяет образ Богоматери глубоким внутренним покоем и гармонией в противоположность прежним иконописцам, которые часто придавали лику Пречистой Деве трагическое выражение, подчеркивая ее неизбежную скорбь.

Русский изограф также допустил смелое отклонение от прославленного протографа. На его иконе Богомладенец расположен на левой руке Девы Марии, тогда как на образе из Киккского монастыря он покоится на ее правой руке.  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Киккская. Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ. Фрагмент
Лики Богоматери и Иисуса Христа написаны С. Ушаковым в новой, светотеневой манере. Белки и радужки глаз выполнены не условной обводкой по темному санкирному фону, а по-ушаковски объемно. Между тем, одежды выписаны без тонового моделирования, как на старых иконах. При этом очень искусно с ювелирной тонкостью исполнена кайма на мафории Божьей Матери.  подробнее

Богоматерь Курская Коренная. Икона. Конец XVII — начало XVIII в. ГТГ

«Богоматерь Курская Коренная» — извод «Богоматери Знамение» канона Оранты.

Богородицу с воздетыми в молении руками окружают ветхозаветные пророки. Они держат развернутые свитки, в которых читаются предсказания о чуде воплощения Сына Божия. На верхнем поле пишется Бог Саваоф, по правую руку от Него — царь Давид, по левую руку — царь Соломон.

Бог Отец двумя руками с одинаковым сложением перстов благословляет Божию Матерь, Предвечного Младенца и пророков.

В курской иконе «Богоматери Знамение» Христос Эммануил пишется с покровенными руками.

Мы публикуем один из списков с чудотворного образа XIII столетия.

См. статью.

  подробнее

Ушаков, Симон. Милютин, Михаил. Богоматерь Новоникитская. Икона С. Ушакова и С.Милютина. 1677–1678. Музей «Московский Кремль»

Иконе присуща объемная живописная лепка ликов и рук. В колорите сочетаются зеленые, красные, малиновые и белые цвета с обильным использованием золота. В иконе также видна попытка передать цветовой тональностью прозрачную ткань рубашечки Христа и текстуру дерева Голгофского креста. Эти характерные особенности свойственны не только творчеству Симона Ушакова, но и иконному писанию многих царских изографов Оружейной палаты второй половины XVII века.

См. статью.

  подробнее

Богоматерь Одигитрия Муромская. Икона. Начало XV в. ГТГ

«Муромская Богоматерь» — список с прославленной Богородичной иконы «Одигитрии Смоленской».

См. статью.

  подробнее

Богоматерь Одигитрия. Икона. XIV в. Успенский собор Московского Кремля.

На обороте: «Святой Георгий». XII в.

Лицевая сторона с иконой «Богоматери Одигитри» сохранилась с большими утратами. К древней живописи относится контур фигур, шея и рука Спаса Эммануила. Икона прописана византийским иконописцем XIV века. См. «Святой Георгий». Икона. XII век .  подробнее

Богоматерь Оранта Стена Нерушимая. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040-е гг.

По своей стилистике и исполнительской манере киевская «Оранта» близка к аналогичным мозаикам церкви Успенской в Никее (1025–1028) и собора в Хосиос Лукас (начало XI века).

См. статью.   подробнее

Богоматерь Панахранта. Миниатюры «Кодекса Гертруды». Между 1078 и 1087 гг. Музей г. Чивидале
Среди миниатюр «Кодекса Гертруды» есть самое раннее из сохранившихся на Руси изображений «Богоматери Панахранты». Панахранта — иконографический тип изображения Божией матери, где Пречистая Дева, восседая на престоле, держит Младенца Христа на коленях. В древнерусской церкви наиболее почитаемой иконой этого канона была «Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием».  подробнее

Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием. Икона. 1288 (?) ГТГ

Икона донесла до нашего времени древнейшие образы преподобных Антония и Феодосия, основателей Киево-Печерского монастыря.

См. статью.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer