Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Древнерусское искусство


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Видение Иоанна Лествичника. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре. 1652—1653. Фрагмент. Искушение монахов
Бесы совращают монахов «блудливыми женами». Обнаженная женская натура отнюдь не была распространена в древнерусской иконописи, за исключением, пожалуй, образа Евы. Этот фрагмент фрески можно считать одним из ранних эротическим изображений в русском искусстве.  подробнее

Воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки. Жатва. Фрагмент. Фрески Ильи Пророка церкви в Ярославле. 1680–1681
Самую большую известность из всего фрескового ансамбля Ильинской церкви получила композиция из деяний пророка Елисея, которая в искусствоведении именуется «Жатвой». В ней идет речь о смерти и воскрешении Елисеем сына сонамитянки. Но житийный сюжет о чуде, сотворенном пророком, занимает второстепенное место: он расположен в нижнем правом углу.

На основном плане разворачивается картина сельского труда. Жнецы красочно выписаны в нарядных одеждах на фоне золотистого поля ржи. Фрескист любуется их легкими фигурами, плавными движениями. Сцена тяжелого крестьянского труда полна лирического пафоса.

Острота наблюдательности мастера фрески сочетается со своеобразной поэтизации сельского труда.

См. подробнее о  церкви Ильи Пророка в Ярославле  и ее фресках.

  подробнее

Вручение Марии пурпура для храмовой завесы. Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые – начало 1050-ых гг.
Фрески, посвященные раннему периоду жизни Богородицы и Ее родителям Иоакиму и Анне, размещены в апсиде диаконника Софийского собора . Подобные сюжеты нехарактерны для алтарной стенописи. Возможно, князь Ярослав Мудрый, заказчик росписи, хотел этим оставить память о своей матери Анне Корсунской, умершей в 1011 году, и о своей жене Ирине, в монашестве Анне, скончавшейся 10 февраля 1050 года. Тогда последняя дата может служить уточнением времени создания фресок.

О том, что Богоматерь ткала занавес для Иерусалимского храма, известно их Протоевангелия Иакова, которое в XI веке имело широкое хождение в христианском мире. Росписи протоевангельского цикла в диаконнике значительно отличаются от остальных фресок Софии Киевской. В них заметны упрощенная трактовка ликов, преувеличенные пропорции фигур, массивность палатного письма. Очевидно, они относятся к последнему периоду росписи храма.   подробнее

Георгиевская церковь в Старой Ладоге. 1165. Схема росписи алтаря. Около 1167

Фрески Георгиевской церкви, созданные греческими мастерами, являются одним из самых ценных памятников монументального искусства Руси второй половины XII столетия. В них проявились насущные потребности древнерусского общества, направленные на христианизацию русского населения. Это проявилось в просветительской программе ладожской стенописи.

Значение фресок Георгиевской церкви еще и в том, они составляли единый и полный ансамбль. Однако росписи сохранились лишь фрагментарно. Достаточно в хорошем состоянии до нас дошла фреска в южной части алтаря – «Чудо Георгия о змие».

  подробнее

Георгиевская церковь в Старой Ладоге. 1165. Схема росписи купола и барабана. Около 1167

1. Иисус Христос из «Вознесения». 2. Ангелы из «Вознесения». 3. Богоматерь из «Вознесения». 4. Архангел Михаил из «Вознесения». 5. Архангел Гавриил из «Вознесения». 6. Апостол Петр из «Вознесения». 7. Апостол Павел из «Вознесения». 8. Апостол Иоанн из «Вознесения». 9. Апостол Матфей из «Вознесения». 10. Апостол Лука из «Вознесения». 11. Апостол Марк из «Вознесения». 12. Апостол Симон из «Вознесения». 13. Апостол Андрей из «Вознесения». 14. Апостол Иаков из «Вознесения». 15. Апостол Варфоломей из «Вознесения». 16. Апостол Фома из «Вознесения». 17. Апостол Филипп из «Вознесения». 18. Пророк Давид. 19. Пророк Соломон. 20. Пророк Исайя. 21. Пророк Иеремия. 22. Пророк Михей. 23. Пророк Гедеон. 24. Пророк Наум. 25. Пророк Иезекииль.

Значение фресок Георгиевской церкви еще и в том, они составляли единый и полный ансамбль. Однако росписи сохранились лишь фрагментарно. Достаточно в хорошем состоянии до нас дошла фреска в южной части алтаря – «Чудо Георгия о змие».

  подробнее

Георгий Святой. Икона 30—40–е гг. XII в. ГТГ

Присутствуют значительные поновления первой половины XIV века.

Изображение Георгия в рост было главной храмовой иконой Георгиевского собора Юрьева монастыря. Икона принадлежала к числу «настолпных» образов, в пользу чего говорит ее большой размер.

Величавая и торжественная фигура Георгия воплощает воинскую силу и доблесть. В иконе заложен тот же героический пафос, что и во многих древнерусских воинских повестях.

См. статью.  подробнее

Георгий Святой. Икона. XII в. Успенский собор Московского Кремля

Оборотная сторона «Богоматери Одигитрии» XIV в.

Впечатляет огромный рост, цветущая юность и красота святого подвижника Христова.

См. статью.  подробнее

Георгий Святой. Икона. XII в. Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент. Лик Георгия

Оборотная сторона «Богоматери Одигитрии» XIV в.

Лик великомученика Георгия выписан с огромными карими глазами, характерными для византийского иконного письма.

См. статью.  подробнее

Георгий Святой. Икона. XII в. Успенский собор Московского Кремля. Схема иконы

Схема композиционного построения иконы «Святой Георгий».

Вся площадь иконы строго пропорциональна и делится по высоте на четыре равные «доли», ширина при этом равна трем «долям». Лик святого и нимб размещены точно по центру в верхних двух долях. Остальные элементы расположены достаточно свободно.

См. статью.  подробнее

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча. Икона. I треть XIII века. ГТГ
«Деисус» написан в сдержанных цветовых тонах, так как, очевидно, он изначально находился на архитраве алтарной преграды и был виден всем молящимся в храме. Яркие краски отвлекали бы внимание прихожан от литургии.

Cм. статью.  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]     впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer