Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н » Никитин, Иван Никитич » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Никитин, Иван Никитич

Никитин, Иван Никитич (около 1680 — не ранее 1742) — живописец, портретист. Его справедливо называют основателем русской портретной живописи XVIII века. В судьбе художника принимал участие Петр I, гордившийся его дарованием и успехами.

Одним из первых русских художников Никитин был послан учиться в Италию. Творчество Никитина — пример эволюции живописного мышления начала XVIII века: от средневековой художественной традиции к освоению европейского изобразительного языка.

 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Письма русских государей и других особ царского семейства: Переписка императора Петра I с государынею Екатериной Алексеевною. – М., 1861, с. 44; Петров П.Н. Русские живописцы - пенсионеры Петра Великого // Вестник изящных искусств. СПб., 1883, т. 1, вып. 2.

Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. – СПб., 1998; Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М., 1987; Жаркова И.М. Новые материалы о жизни братьев Никитиных // Вопросы русского и советского искусства. М., 1974, Вып. 3; Жаркова ИМ. Новые материалы о Никитине // Художник. 1978. №5, с. 53-55; Жаркова И.М. Живописец Петровского времени Иван Никитич Никитин // «Когда Россия молодая мужала с гением Петра...». Всероссийская научная конференция, посвященная 300-летнему юбилею отечественного флота: Тезисы докладов. Переславль-Залесский, 1992, с. 74-77; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Изд-во «Красная площадь», 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа», 1999; Лебедева Т.А. Иван Никитин. – М., 1975; Молева Н.М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений и русская живопись 1-й половины XVIII века. – М.: Искусство, 1965.


Иван Никитич Никитин (около 1680 — 1742) — сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

О ранних годах обучения художника ничего не известно. Первоначальные художественные навыки он получил, вероятно, под руководством голландца А. Шхонебека в гравировальной мастерской при Московской Оружейной палате. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Писать портреты он, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря родственникам, служившим в придворных церквах, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I. Он пишет портреты владетельных особ.

В этих ранних (до 1716 года) работах художника — «Портрет царевны Прасковьи Ивановны» (1714. ГРМ), «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (Не позднее 1716. ГТГ), «Портрет цесаревны Анны Петровны» (Не позднее 1716. ГТГ), «Портрет царицы Прасковьи Федоровны» (не позднее 1716) — прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.

В 1716—1719 годах Никитин — пенсионер Петра I в Венеции и Флоренции, где он учился во Флорентийской академии и у Т. Реди. В 1720 году по требованию Петра художник возвратился в Петербург, где с марта 1721 года он был введен в придворный штат как гофмалер наравне с И. Г. Таннауером. По указу Петра художнику начали за счет казны строить на Адмиралтейской стороне, на «речке Мье» у Синего моста, мастерскую, которая не была окончена при жизни царя.

Поездка в Италию мало что изменила в творческих принципах Никитина. Несомненно, его рисунок стал изощреннее. Художник освободился от скованности, свойственной парсунной русской живописи. Но понимание задач искусства, взгляд на человека у Никитина не изменились. Он сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик. Судить об этом можно по очень немногим сохранившимся произведениям: «Портрет графа Г. И. Головкина» (1720-е гг. ГТГ), «Портрет напольного гетмана» (1720-е гг. ГРМ) и знаменитый «Портрет Петра I» (В круге. Первая половина 1720-х (?) ГРМ), правда, авторство последнего оспаривается.

Дважды — в 1715-м и 1721 годах — Никитин писал с натуры Петра I, о чем упоминается в «Походном журнале». Вместе с царским двором он ездил в Ригу и Ревель (для встречи принца голштинского Карла Фридриха — жениха старшей дочери царя Анны), в Марциальные Воды, в Москву (для подготовки коронации Екатерины I).

Художник многократно писал портреты всех членов семьи Петра I, а также принца голштинского, как указано в доношении художника от 1725 года. Он также писал портреты священника Иоанна Хрисанфова (попа Битки), «иноземки придворной бабушки», «мужиков долголетних фамилию — 4 персоны» и портрет умершего Петра I (1725. ГРМ)

После смерти царя Никитин оставался в придворном штате, но практически не имел работы. В 1727 году он вызывался для участия в государственном заказе — росписях Петропавловского собора, — но к работам допущен не был.

При вступлении на престол Анны Иоанновны в ожидании коронационных торжеств Никитин жил в Москве, где купил дом в приходе церкви Ильи Пророка на Тверской улице. В августе 1732 года он был арестован в Петербурге за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. Никитин находился под следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости до 1737 года. В ноябре того же года по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом». О его помиловании было издано три указа: Анной Иоанновной перед смертью, Анной Леопольдовной при воцарении и Елизаветой Петровной. В конце января 1742 года Иван Никитин вместе с жителями Тобольска принимал присягу Елизавете, следовательно, к этому времени он был уже помилован. Однако еще в феврале он находился в Тобольске. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.

Учениками Никитина были А. И. Серебрянников (пасынок миниатюриста Овсова) и племянник художника, архитектор П. Р. Никитин. Называл себя учеником Никитина и М. Л. Колокольников.


Пелевин Ю. А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть)
Литература XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть)
Музыка XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть)
История XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer