Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н » Никитин, Иван Никитич


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Никитин, Иван Никитич. Петр I на смертном ложе. 1725. ГРМ

Ивану Никитину приписывается несколько портретов Петра I. Принадлежность художнику картины «Петр I на смертном ложе» была впервые установлена П.Н. Петровым (Каталог выставки русских портретов известных лиц XVI—XVII веков, устроенной Обществом поощрения художников / Сост. П.Н. Петров. – СПб., 1870. № 113). В 1930-х гг. высказывалось предположение об авторстве Андрея Матвеева. Современные исследователи считают картину безусловной работой И. Никитина, что подтверждается и ее технологическим анализом (Римская-Корсакова С.В. Атрибуция ряда портретов петровского времени на основании технологического исследования // Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования. – Л.,1977. С. 191-199).

Изображение Петра I на смертном ложе исполнено ощущения торжественности момента. Художник скорбит о потере и полон чувства глубокого уважения к почившему. Под кистью мастера живописное произведение звучит как реквием. И этим его творение отличается от картины Иоганна Таннауера («Петр I на смертном ложе». 1725, ГЭ), в которой немецкий живописец, очевидец похорон, дал натурно достоверное, но отстраненное изображение почившего императора.

Портрет Никитина создан как будто в один сеанс, как этюд, почти a la prima. Он дает наглядное представление о манере письма живописца, работавшего легкими жидкими мазками, сквозь которые просвечивает красно-коричневый грунт. Именно такой грунт почти всегда использовал Никитин.

  подробнее

Никитин, Иван Никитич. Портрет графа Г.И. Головкина. 1720-е гг. ГТГ

Гаврила Иванович Головкин — лицо, наиболее доверенное и приближенное к государю. Он полон чувства собственного достоинства и довольства. Сугубо положительная характеристика портретного героя соответствует, согласно идеалам петровской эпохи, социальному положению модели.

См. статью.  подробнее

Никитин, Иван Никитич. Портрет напольного гетмана. 1720-е годы. ГРМ

Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет напольного гетмана». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». Убедительно закрепить за портретируемым имя какого-нибудь исторического деятеля до сих пор никому не удалось. Среди высказанных предположений — имена украинских гетманов Д. Апостола, И. Скоропадского, П. Полуботка, И. Мазепы, а также польско-литовского магната Яна Казимира Сапеги, состоявшего на русской службе и умершего в 1730 году.

Тем не менее, и без дополнительных ассоциаций художественный образ, созданный Никитиным, остается непреходящей художественной ценностью. В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности.

Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.  подробнее

Никитин, Иван Никитич. Портрет Петра I. Первая половина 1720-х (?). ГРМ

Петр I ставил перед искусством и литературой задачи государственного значения — прославление авторитарной монархии, служение имперской идеологии и ее интересам.

В этой связи художники обязывались писать портреты царственных особ и близких ко двору лиц. Императорские портреты дарились иностранным «потентатам» в качестве репрезентации российской государственности. Высшей знати вменялось иметь в своих домах императорские портреты.

Никитин, как и все живописцы петровского времени, оставался ангажированным мастером, и Петр I нередко рекомендовал придворным особам заказывать его царственные изображения у штатного «гофмаляра» Ивана Никитина.

См. статью.  подробнее

Никитин, Иван Никитич. Портрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее 1716. ГТГ
В портрете чувствуется внутреннее напряжение и внимание художника к немолодому болезненному лицу младшей сестры Петра I.

См. статью.  подробнее

Никитин, Иван Никитич. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. ГРМ

Публикуемый портрет — одно из самых ранних произведений, написанное отечественным художником в западноевропейской живописной технике.

Работа Н.И. Никитина не только подписная, но и точно датирована. На полотне слева внизу читается: «Ivan N: А: 1714 28 Septemb».

См. статью.

  подробнее

Никитин, Иван Никитич. Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее 1716. ГТГ

В портрете видны следы парсунного письма. Никитин еще нарушает многие европейские правила изображения человека. Это прежде всего сказывается в отступлениях от анатомической точности, прямой перспективы, нет полноценной иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы.

Анна Петровна (1708—1728) — старшая дочь Петра I и Екатерины I. В 1725 году вышла замуж за герцога Карла Фридриха Голштейн-Готорского. Мать императора Петра III.  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer