Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Л » Левицкий, Дмитрий Григорьевич » СТАТЬИ


Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Начало 1780-х гг. ГТГ
Холст, масло. 110 х 76,8
Государственная Третьяковская галерея, Россия. Инв. № 5813
Место создания Санкт-Петербург, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1964; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985; Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Государственный Русский музей. – Л., 1987; Дягилев С.П. Русская живопись в XVIII веке. Том первый. Д.Г. Левицкий. 1735-1822. – СПб., б.г. [1902]; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. К вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Моск. ун-та. Сер. История. 1986. № 5. С. 63—77; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. М 1962; Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964; Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68; Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. – СПб., 1996; Д. Г. Левицкий. Альбом. // Автор-составитель Т В. Яблонская. – М.,1985; Д.Г. Левицкий. 17З 5-1822. Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. – Л., 1987; Маркина. Л. Дмитрий Левицкий. – М.: Белый город, 2001; Маркина. Л. «Мастерство твое потомков поздних удивляло. К 25О-летию со дня рождения Д. Г. Левицкого // Искусство. 1985. № 11. С 61–67; Молева Н М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1980.


В Третьяковской галерее хранится портрет Екатерины II кисти Левицкого, который ряд исследователей склонны рассматривать как раннюю версию портрета «Екатерина II — Законодательница», написанного Левицким в 1783 году и находящегося в Русском музее, — так называемый «эскиз», относящийся к рубежу 1770—1780-х годов (Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985. С. 56.)

Изображение исполнено с истинно царственной торжественностью. В Третьяковском повторении портрета, в отличие от других повторений и копий, Екатерина II представлена с одним лишь орденом св. Владимира. Ярко-алый цвет занавеса и ковра — в варианте ГТГ — придает портрету особую помпезность.

Широкие складки темно-алого бархата волнуются над фигурой законодательницы. Над ней вознесена мраморная статуя Фемиды с весами правосудия, на жертвеннике надпись: «Для общего блага». Сдвинутый ковер, бледно-желтые переливы ломкого атласа, горностаевая мантия за правым плечом создают величественный эффект.

Созданный Левицким образ выражает, конечно, стремление к идеализации личности государыни. В образе царицы заложены просветительские идеи об «истинном монархе», который царствует ради народа и сам первый подчиняется законам своего государства. «Екатерина-Законодательница» — это портрет-идея. Вряд ли следует усматривать в нем прямую лесть. Скорее он носит характер некоего «наказа» императрице, в котором отразились прогрессивные представления дворянской интеллигенции об идеальной монархической власти.

Непортретное содержание «Екатерины II — Законодательницы» сближает полотно с исторической картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев. Быть может, это своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Замечательное умение художника построить портрет как картину здесь помогает реализации замысла.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer