Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Боровиковский, Владимир Лукич » СТАТЬИ


Боровиковский, Владимир Лукич. Портрет Павла I. 1800
Холст, масло. 266 x 202
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Место создания Санкт-Петербург, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. - 2002. - N 7; Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII-XIX веков. – М.: Искусство, 1975; Алексеева Т.В. О некоторых малоизвестных работах В.Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 7. – М.: Академия наук СССР, 1961; Маркина Л. Владимир Боровиковский. – М.: Белый город, 2001; Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990; Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.;


В портрете Павла I[1] (1800, ГРМ) правитель показан весьма откровенно позирующим[2], будто он разглядывает себя в зеркало, то ли примеряя императорские регалии и репетируя предстоящее торжество, то ли напоследок любуясь собой в полном коронационном параде (им самим, кстати, придуманном) перед тем, как разоблачиться.

Корона как-то слегка набекрень; скипетр над ворохом императорских атрибутов Павел держит так, будто собирается его положить, присоединив к этому вороху, — вся сцена приобретает подозрительное сходство с финалом маскарадного спектакля. Такой тип парадности требовал высочайшего мастерства в изображении парчи, шелка, бархата, меха, сверкания драгоценных каменьев — того «блеска и шума славы», который в конце концов оказывается достойным презрения. Это мастерство Боровиковский демонстрирует в совершенстве; не будь его, все превратилось бы в пустую демагогическую риторику: ведь величие и красота отрицающего жеста художественно тем эффектнее, чем импозантнее то, что отрицается.

Достоинством постановочной режиссуры является здесь тонкость противоположения, где каждая сторона антитезы обусловливает и увеличивает ценность своей противоположности.

Лицо императора воспроизведено Боровиковским с портрета, выполненного ранее Степаном Щукиным.

 

Алленов М. Русское искусство XVIII — начала XX века. — М.: Трилистник, 2000. С.112—113.



 

 

 

[1] Заказ на портрет от Академии художеств был инспирирован тем обстоятельством, что покровительствовавший католическому Мальтийскому ордену Святого Иоанна Иерусалимского Павел в 1799 году произвел в Зимнем дворце церемонию возложения на себя короны великого магистра ордена, что влекло за собой повторение коронационного портрета в новом ранге. Такие повторения делались по прежним образцам коронационного портрета с добавлением новых регалий и атрибутов.

[2] Это не значит, что Павел в самом деле позировал художнику. Для портретов, заказ на которые не исходил непосредственно от императорской особы, использовались «оригиналы», выполненные с натуры другими портретистами. В XVIII веке то была обычная практика, что отнюдь не исключало постановочные, композиционные, живописные и иные акценты, которые делали эти «непортретные портреты» вполне оригинальными художественными произведениями, порой превосходящими образцы.

 

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer