Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Тропинин, Василий Андреевич » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Тропинин, Василий Андреевич
Тропинин, Василий Андреевич (1776—1857) — российский художник, академик, мастер портретной живописи. По происхождению — крепостной крестьянин. С 1821 года постоянно жил в Москве, где обрел признание и славу.
 
Эпоха, стиль, направление романтизм, реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Алпатов М. В. Василий Андреевич Тропинин. 1776-1857. – М., 1970; Амшинская А.М. В.А. Тропинин. – М., 1976; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Василий Андреевич Тропинин. Исследования, материалы / Под ред. М. М. Раковой. – М., 1982; Волгина Ю.И. Василий Тропинин. – М.: АРТ-родник, 2000; Коваленская Н.Н. В.А. Тропинин. 1766-1857. – М., 1931; Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Каталог – М., 1975; Очерки по истории русского портрета первой половины ХIХ века / По общ. ред. И. М. Шмидта. – М.: Искусство, 1966; Петинова Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин. Альбом. 2-е изд. – Л., 1990; Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX в. – М., 1975; Рамазанов Н.А. В.А. Тропинин // Русский вестник. 1861. Ноябрь; Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. – М., Искусство. 1978; Энциклопедия русской живописи / Под редакцией Т.В. Калашниковой. – М.: ОМЛА-Пресс, 2000.



Тропинин Василий Андреевич (1776, село Карповка Новгородской губ. — 1857, Москва) родился в семье крепостных графа И. И. Моркова. В 1799 году он был отдан в Академию художеств, где учился у С. С. Щукина и пользовался советами Г. И. Угрюмова.

Закончить Академию Тропинину не удалось. Граф Морков в 1804 году прервал его учебу, вызвав в свое украинское поместье Кукавку. Молодому художнику предстояло быть домашним живописцем и одновременно выполнять обязанности дворового человека. Круг его обязанностей был очень широк. Он писал портреты своих хозяев, в том числе и групповые, иконы для иконостаса кукавской церкви и даже гербы на дверцах графских карет. Но, кроме того, на него возлагали и хозяйственные поручения, притом весьма ответственные. Как доверенное лицо Тропинин сопровождал, например, обозы с сельскими продуктами, шедшие из имения в Москву. Это позволяло художнику подолгу жить в городе, где он занимался копированием картин в частных коллекциях (в Москве тогда не было ни одного общественного музея). Возможно, уже тогда Тропинин исполнял портретные заказы.

Художник копировал произведения фламандцев XVII века, Рафаэля, Д. Г. Левицкого, Г. И. Угрюмова, О. А. Кипренского и других. Такое самообразование имело большое значение. Тропинин впоследствии писал: «Я мало учился, хотя очень усердно занимался в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех. Лучший учитель природа...».

В работах этого периода ощутимо влияние искусства XVIII века, в частности, сентиментализма Боровиковского. Полотна чувствительны, благообразны, написаны с чувством умиления. «В романтическую эпоху Тропинин сохраняет живописные приемы, роднящие его со стилистикой рококо и эстетическими представлениями сентиментальной эпохи, — отмечает Михаил Алленов. — Не имея гордости и полета, его искусство покоряет добродушием и естественно-бытовыми интонациями. Есть в этом нечто родственное „наивному стилю“ особняков позднего московского ампира. Становясь со временем свободнее и смелее, его живописный язык всегда сохраняет некую подкупающую застенчивость, боязнь аффектации как в индивидуальном почерке, так и в повадке изображаемых моделей. Лица на тропининских портретах долгое время сохраняют стереотипную рокайльную миловидность, напоминающую „головки“ Ротари» (Алленов М. Русское искусство XVIII — начала XX века. – М.: Трилистник, 2000. С. 172.). Но были и весьма удачные, самостоятельные вещи; среди них — написанный еще в 1818 году «Портрет А. В. Тропинина, сына художника» (ГТГ). Образ задумчивого простоволосого мальчика естественен и далек от стилевых условностей. Тонкая декоративная гамма, богатая градация корпусного и лессировочного письма сродни живописи XVIII столетия. Следует также особо отметить интересный, благородный портрет Н. М. Карамзина (1818, ГТГ).

В 1823 году под давлением общественного мнения Морков дал вольную Тропинину. В этом же году живописец получил от Академии художеств звание «назначенного» в академики, а осенью следующего, 1824 года не без труда и не без противодействия завистников он в 48 лет был избран академиком.

В качестве академической программы Тропинин исполнил портрет К. А. Либерехта, которого писал в Петербурге. К. А. Либерехт (1775—1837) — медальер и гравер на камнях — изображен в академическом мундире и с орденом св. Анны на шее. Это один из немногих портретов Тропинина, носящих официальный характер.

Тропинин не захотел остаться в Петербурге. В кругу петербургских художников, тяготевших ко двору и знати, он чувствовал себя чужим. Первым петербургским портретистом был в те годы преуспевающий угодник от искусства Варнек — давний недоброжелатель Тропинина. При сравнительной ограниченности заказов на портреты их интересы неизбежно столкнулись бы, и Тропинин, вероятно, предвидя это, решил поселиться в Москве, где в то время не было ни одного сколько-нибудь крупного художника.

Бывая в Москве по делам своего бывшего хозяина, Тропинин мог приглядеться к тамошней жизни. Может быть, он еще тогда завязал некоторые связи и мог надеяться, что не останется без заказов. Так и произошло.

В Москве художник нашел обстановку, вполне соответствующую его характеру и дарованию. Здесь он окончательно определился как портретист. Тропинин становится живописцем грибоедовской Москвы. Правда, он портретирует не только дворянство, но и купечество, а также просто состоятельных москвичей. Его отношение к обществу совсем не критическое. Ни в одном портрете он не разрешал себе иронического отношения к заказчику. В итоге Тропинин стал любимым портретистом московского дворянства.

«Атмосфера Москвы отличалась от петербургской: в Петербурге сосредоточивалось все официальное, состоящее на государственной службе; в Москве жило неслужащее дворянство — жило проще, патриархальнее и веселее. Петербуржец представляется человеком в мундире, москвич — человеком в халате с распахнутым воротом. Непринужденно, по-домашнему раскрытый ворот — внешняя примета большинства тропининских портретов. Почти все, кого он писал, выглядят у него благодушными, приветливыми, слегка мечтательными. Грибоедовских „старух зловещих, стариков“ мы у него не найдем, язвительных Чацких — тоже. Отсвет собственной мягкой натуры Тропинина лежит на его портретах. Но также и некоторой душевной пассивности, привитой Тропинину его подневольным состоянием» (Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. — М.: Искусство, 1992. С. 197—198.). Персонажи Тропинина дышат хлебосольством и приветливостью. Мужчин он обычно пишет в домашнем платье, нередко в халатах, подчеркивающих сугубую будничность момента, который должен остаться в вечности.

На 1820—1830 годы приходится период расцвета творчества мастера. Простота и естественность позы, уравновешенность и ясность композиции, камерность настроения типичны для работ этих лет. Тропинин пришел к своей концепции образа человека. Сложившийся новый тип изображения нашел свое отчетливое выражение в портретах П. А. Булакова (1823, ГТГ), К. Г. Равич (1823, ГТГ), А. С. Пушкина (1827, Всесоюзный музей А. С. Пушкина). «Портрет А. С. Пушкина является лучшим в данном ряду. Поэт изображен сидящим за столом, в позе спокойно беседующего человека, в домашней одежде, но эта „домашность“ лишена прозаичности. Так, складки халата задрапированы под римскую тогу. Лицо поэта овеяно сдержанной взволнованностью. Живопись мастера свежа и непосредственна, наполнена рефлексами. Тропинин поэтически воспринимает образ своей модели, непринужденность облика которой свидетельствует о духовной свободе» (Русская живопись. Энциклопедия / Научный редактор Г.П. Конечна. — М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2003. С. 833.). Художник хотел показать человека в частной жизни, вне официального контекста. Лица на его холстах освещены приветливой улыбкой, которой Тропинин «всегда украшал свои модели независимо от их положения, возраста и пола и которая, как своеобразная марка, безошибочно выдает имя художника. Часто Тропинин писал портреты на дому у своих моделей, не вырывая их из привычной среды и не перенося в чуждую расхолаживающую обстановку мастерской, стремясь не нарушать их привычное душевное состояние» (Машковцев Н. Г. Искусство первой половины XIX века // Очерки по истории русского искусства. — М., 1954. С. 118.).

Иногда в его работах ощутимы романтические тенденции, о чем свидетельствуют меланхоличность в настроенности героев и введение пейзажного фона. Таковы, например, портреты В. М. Яковлева (1820-е гг., ГТГ), славянофила Ю. Ф. Самарина (1846, ГТГ), художника К. П. Брюллова (1836, ГТГ).

Будучи уже известным художником, Тропинин создал тип домашнего, интимного портрета с элементами жанровой живописи. Как правило, это поясное изображение человека за привычным занятием. Из подобных картин наиболее известна «Кружевница» (1823, ГТГ). Фигура дана крупным планом и максимально приближена к зрителю. Фон нейтральный, аксессуары — немногочисленны. Однако, как замечает Алленов: «...в знаменитой кружевнице угадывается нечто от ремесленного аттестационного шедевра, который создается с намерением произвести добротную, законченную „вещь“, продемонстрировать владение секретами объемно-пластического, скульптурного рисунка и моделировки, особенно ценимыми в академической среде» (Алленов М. Указ. соч. С. 172.).

Прототипами для таких картин служили реальные люди, поскольку живописные образы несут индивидуальные черты. Вместе с тем, обобщая, художник отображал определенный жизненный тип, что позволяет такой род живописи считать одной из форм бытового жанра. Тропинин в этих произведениях неоднократно возвращался к одним и тем же темам (например, «Золотошвейка». 1826, ГТГ; «Гитарист». Конец 1830-х гг., Национальная галерея Армении), что говорит о популярности их у современников. «Тропинину-портретисту присущ эффект как бы добродушно-близорукого душевного зрения, черты характера обрисовываются в слегка нивелированном, расплывчато-приблизительном виде — не со стороны индивидуально-неповторимого своеобразия личности, а со стороны принадлежности ее к некоему повторяющемуся естественно-природному типу. Кроткая дочь, мужающий юнец, ласковый брат, добронравный отец семейства, беззаботное дитя, наивно-жеманная или кокетливая девица — вот, собственно, типологическая классификация, в пределах которой располагаются у Тропинина характеристики модели. Они включают общие приметы и свойства темперамента, возраста, и не столько социального статуса, сколько партикулярного поведения человека, его житейского амплуа» (Алленов М. Указ. соч. С. 172—173.).

В портретах Тропинина, выполненных в 1830-х годах, ощущаются жизнеутверждающая ясность и характерность образов, свежесть и насыщенность колорита, свободная манера письма. Таковы портреты Н. А. Зубовой (1834, ГТГ), П. М. Васильева, любителя музыки (1836, ГРМ), Л. К. Маковской (1830, Саратовский художественный музей).

В 1840—1850-х годах портреты Тропинина становятся более объективными, более сложными по настроению (портрет брата декабриста А. Ф. Заикина. 1837, Картинная галерея, Владивосток; Портрет купца и предпринимателя П. Р. Бараша. 1854, ГИМ; Портрет астраханского купца-миллионера Александра Сапожникова. 1852, ГРМ; Портрет скульптора И. П. Витали. 1839, ГТГ). Меняется и живописный язык: художника теперь интересует тональное решение холста, холоднее становится цветовая гамма, построенная на изысканных лиловато-стальных, коричневато-лиловых тонах. К концу данного творческого периода относится «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль» (1846, Саратовский художественный музей).

Кризис романтизма, ставший ощутимым в середине XIX века, отразился и на мировоззрении мастера. Теперь в произведениях все чаще преобладают внешняя привлекательность модели, обостренный интерес к аксессуарам, доходящий до натурализма, — такова работа «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В. А. Тропинина, Москва).

Творчество Тропинина, высоко ценимое современниками, и в особенности москвичами, во многом определило реалистический характер московской школы живописи, сложившейся в середине XIX века и давшей ряд выдающихся мастеров направлению демократического реализма второй половины столетия.

«Тропинин подготовил почву для подлинного жанра, который и расцвел в следующем поколении московских художников.

У Тропинина, по-видимому, не было прямых учеников, но его влияние на московскую художественную жизнь было огромно. Он был главой московской художественной школы. Влияние его сказывалось прежде всего на направлении Московского училища живописи и ваяния. В отличие от Петербургской Академии, закосневшей в установках XVIII века, Московская художественная школа стала настоящим очагом реалистического искусства» (Машковцев Н.Г. Искусство первой половины XIX века // Очерки по истории русского искусства. — М., 1954. С. 123.).


Пелевин Ю. А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer