Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Древнерусское искусство » В


Введение во храм Богородицы. Фреска Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199

Великий вход. Фреска Ильи Пророка церкви в Ярославле. 1680–1681

Видение Иоанна Лествичника. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре. 1652-1653

Воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки. «Жатва». Фреска Ильи Пророка церкви в Ярославле. 1680–1681

Вручение Марии пурпура для храмовой завесы. Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые – начало 1050-ых гг.

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Видение Иоанна Лествичника. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре. 1652—1653

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199
В размещении новозаветных сцен на сводах и стенах Спаса на Нередице не прослеживается даже намека на хронологическую последовательность событий. Например, в западном трансепте в нижнем регистре рядом со сценой введения Богоматери во храм находится изображение встречи Симеона Богоприимца с Христом-младенцем — события, далеко отстоящие по времени в евангельской истории.

Вместе с тем объединение фресок Введения во храм со Сретением напоминало о соотносимости событий ветхо- и новозаветной истории, рассматривавшейся как прообраз и исполнение прихода Христа через Богородицу. «Господь возвеличит имя Твое [Мария] во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление». Слова эти были обращены первосвященником к Пречистой Деве (Протоевангелие Иакова. 7 гл.)  подробнее

Великий вход. Фреска Ильи Пророка церкви в Ярославле. 1680–1681

Во фресках церкви Ильи Пророка содержаться не только светские, обмирщенные тенденции, но и сугубо дидактически–богословские.

Последнее характерно для росписей главного храмового алтаря, где «да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом». К престолу торжественным шествием движется «Великий вход».

Впереди мальчик-свещеносец и два диакона с рипидами, осеняющие дискос. За ними священники в фелонях старинного образца (передняя часть поднимается складками) несут чашу, копье со лжицей и образ Нерукотворного Спаса. Шествие замыкается несением плащаницы.

Внизу святые подвижники Божие, их молитвенные позы напоминают трепещущую «плоть человечью». Вверху Бог Саваоф, пославший Сына Своего «заклатися и датися в снеде верным». Он окружен «многоочими херувимами и шестикрылыми серафимами».

Подобные фрески литургического характера были намечены в греческих росписях, но под кистью поволжских мастеров они приобрели русские православные особенности. В группе молящихся видны ростовские святители в облачениях с национальными узорами; видна наша русская маковка над храмом. Но главное, все настроение изображенного с его парадностью и представительностью свидетельствуют об отечественной переработке иконного сюжета.

См. подробнее о  церкви Ильи Пророка в Ярославле  и ее фресках.

  подробнее

Видение Иоанна Лествичника. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре. 1652—1653
Фресковая композиция носит символический характер. Ее смысловой центр — лестница, воплощающая непрерывное духовное очищение и нравственное самосовершенствование монахов.  подробнее

Видение Иоанна Лествичника. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре. 1652—1653. Фрагмент. Искушение монахов
Бесы совращают монахов «блудливыми женами». Обнаженная женская натура отнюдь не была распространена в древнерусской иконописи, за исключением, пожалуй, образа Евы. Этот фрагмент фрески можно считать одним из ранних эротическим изображений в русском искусстве.  подробнее

Воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки. Жатва. Фрагмент. Фрески Ильи Пророка церкви в Ярославле. 1680–1681
Самую большую известность из всего фрескового ансамбля Ильинской церкви получила композиция из деяний пророка Елисея, которая в искусствоведении именуется «Жатвой». В ней идет речь о смерти и воскрешении Елисеем сына сонамитянки. Но житийный сюжет о чуде, сотворенном пророком, занимает второстепенное место: он расположен в нижнем правом углу.

На основном плане разворачивается картина сельского труда. Жнецы красочно выписаны в нарядных одеждах на фоне золотистого поля ржи. Фрескист любуется их легкими фигурами, плавными движениями. Сцена тяжелого крестьянского труда полна лирического пафоса.

Острота наблюдательности мастера фрески сочетается со своеобразной поэтизации сельского труда.

См. подробнее о  церкви Ильи Пророка в Ярославле  и ее фресках.

  подробнее

Вручение Марии пурпура для храмовой завесы. Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые – начало 1050-ых гг.
Фрески, посвященные раннему периоду жизни Богородицы и Ее родителям Иоакиму и Анне, размещены в апсиде диаконника Софийского собора . Подобные сюжеты нехарактерны для алтарной стенописи. Возможно, князь Ярослав Мудрый, заказчик росписи, хотел этим оставить память о своей матери Анне Корсунской, умершей в 1011 году, и о своей жене Ирине, в монашестве Анне, скончавшейся 10 февраля 1050 года. Тогда последняя дата может служить уточнением времени создания фресок.

О том, что Богоматерь ткала занавес для Иерусалимского храма, известно их Протоевангелия Иакова, которое в XI веке имело широкое хождение в христианском мире. Росписи протоевангельского цикла в диаконнике значительно отличаются от остальных фресок Софии Киевской. В них заметны упрощенная трактовка ликов, преувеличенные пропорции фигур, массивность палатного письма. Очевидно, они относятся к последнему периоду росписи храма.   подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer