Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » И » Иванов, Александр Андреевич » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Иванов, Александр Андреевич
Иванов Александр Андреевич (1806—1858) — живописец, рисовальщик. Мастер исторической картины, пейзажист, портретист. Творчество А.А. Иванова стоит в центре духовных исканий русской культуры XIX века.
 
Эпоха, стиль, направление академизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806-1858 гг., СПб., 1880; Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве. Т. 6. – М., 1969; Александр Андреевич Иванов: Альбом. – М., 1983; Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. – М.: Изобразительное искусство, 1980; Алпатов М. Ф. А. А. Иванов. Жизнь и творчество. Т. 1-2. – М., 1956; Бернштейн Б.. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова. // Искусство. 1957. №2; Загянская Г.А. Пейзажи Александра Иванова. – М., 1976; Зуммер В. М. Система библейских композиций А.А. Иванова. – Киев, 1915; Новицкий А. Опыт полной биографии А.А. Иванова – М., 1895; Зуммер В. Система библейских композиций А. А. Иванова // Искусство. 1914. № 7-12; Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова. // Аполлон. 1916. № 6-7; Ракова М. М., А. Иванов (1806-1858) – М., 1960.
Источники http://liverum.com/content/IVANOV_Aleksandr_Andreevich-22985.html



Иванов, Александр Андреевич [16 (28) июля 1806, Санкт-Петербург — 3 (15) июля 1858, там же] — крупнейший мастер русского искусства, живописец-философ, запечатлевший в своем творчестве итог нравственных и эстетических исканий своего времени.

Иванов родился в семье видного живописца-классициста А. И. Иванова. Отец был главным наставником будущего мастера во время его учебы в Академии художеств (1817—1828). Ранние полотна Иванова — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1821, ГТГ) и «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827, ГРМ) — показали, что он блестяще усвоил принципы академического классицизма.

В 1830 году как пенсионер Общества поощрения художеств Иванов выезжает за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселяется в Риме. Он органически врастает в жизнь международной богемы «вечного города», прислушивается к советам Б. Торвальдсена, но более всего дорожит мнением И. Ф. Овербека, основателя братства назарейцев. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», он находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. Разрабатывая собственную философию искусства, Иванов перенимает идеи кружка Д. В. Веневитинова, соприкасается со славянофильской философией истории. Особое воздействие на него оказывает учение Ф. Шеллинга, рассматривавшего искусство как высшую форму постижения мира.

В историко-художественном смысле ведущее значение для него (не считая Н. Пуссена) имеют образы искусства итальянского Возрождения. Полная тонкой композиционно-колористической гармонии картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1834, ГТГ) — это античность, воспринятая через уроки Возрождения. Музыка как бы «орфически» просветляет мир природы, открывая ее потаенный божественный смысл.

Как магистральный путь творческого поиска, однако, Ивановым понимается библейско-евангельская тема. Попытками найти новые подступы к ней стали эскизы к неосуществленной картине «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831—1833, ГТГ), а также величественно-грациозное полотно «Явление Христа Марии Магдалине» (1833—1835, ГРМ), за которое Иванов получает звание академика.

Наконец замысел его «всемирного сюжета», центрального произведения жизни, получает четкую определенность как тема «Явления Мессии» («Явление Христа народу». 1837—1857, ГТГ), то есть прихода Спасителя к толпе «лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных» (из описания в записной книжке 1830-х гг.), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от скорбей и бед, мощным жестом указывая на приближающегося издали Бога-Сына. Работа над картиной растянулась на 20 лет, размеры ее стали гигантскими (540 на 750 см).

Коллективным героем тут как бы является все человечество. Художник разрабатывает сложную гамму чувств — от недоверия, вражды и равнодушия до крепнущей веры, — богатейший диапазон характеров и народных типов, восходящих к различным прообразам — от итальянской бедноты до Николая Гоголя, с которым портретно связана одна из «дрожащих фигур» в правой стороне среднего плана. Пространственный размах пейзажных далей в контрасте с теснотой переднего плана призван дополнительно усилить историзм произведения. Иванов постоянно подчеркивает, что это именно «историческая картина», изображающая наступление новой эпохи в жизни природной и человеческой, оказавшейся «на перепутье из физических сил к духовным», из рабского прошлого к царству грядущей свободы. Художник ставит своей целью «служить как моей картиной, так и этюдами живым напутником в средоточии нашего отечества» (из письма к великой княгине Марии Николаевне, 1838).

Замыслы Иванова требуют для своего воплощения монументального храмового пространства. Он мечтает о том, чтобы поместить своего «Мессию» в храм Христа Спасителя, который строится в то время в Москве, создает особый эскиз заалтарного образа для того же храма («Воскресение», гуашь, 1845, ГТГ). Наконец, художник задумывает свой собственный храм искусства, который явился бы одновременно и историческим пантеоном человечества.

На библейские акварели и рисунки (так называемые «Библейские эскизы») ушли все творческие силы мастера на последнем этапе его жизни. Иванова увлекают исследования Д. Ф. Штрауса, его «Жизнь Иисуса». Под воздействием рационализма Штрауса живописец несколько охладевает к «Явлению Мессии», хотя и доводит работу до конца. Новый, еще более грандиозный проект, проект храма, влечет художника — для него, в виде эскизов будущих росписей, он создает огромный цикл библейских акварелей и рисунков (1850-е гг., в основном — в ГТГ и ГРМ). Мерная эпическая ритмика сочетается тут с феерическими романтически-визионерскими эффектами, предвосхищающими искусство символизма.

В процессе работы над «Явлением Христа народу» Иванов вносит выдающийся вклад в развитие самых разных жанров. Его бытовые сценки составляют живую, полную юмора панораму современной итальянской действительности (три большие акварели на тему Октябрьского праздника в Риме — 1842, ГТГ и ГРМ). Многочисленные этюдные портреты и пейзажи к «Мессии» сами по себе эпохальны. Романтическая возвышенность сохраняется здесь в том первозданно-поэтическом достоинстве, которым отличается каждый, пусть внешне самый простой образ: будь то нищий, которому предстоит исполнить роль апостола, ветка на фоне бездонно-синего неба или галька, виднеющаяся сквозь прозрачную воду. Пленэрные впечатления соединяются с глубоким историзмом (как, к примеру, в «Аппиевой дороге» — 1845, ГТГ). Кульминацией этих пленэрных, цветосветовых поисков можно считать этюды обнаженных мальчиков, написанные в 1850-е годы, где цветовая лепка достигает новаторской, в полном смысле импрессионистической свежести.

В поисках соратников для своих художественно-философских замыслов Иванов в 1857 году специально едет в Лондон знакомиться с А. И. Герценом, а позднее встречается с Н. Г. Чернышевским. Однако его возвращение на родину в 1858 году отнюдь не было триумфальным, не соответствовало его «мессианским» надеждам. Художник наталкивается на равнодушие и либеральных кругов, и официальной критики. Прожив в Петербурге всего шесть недель, Иванов скоропостижно скончался. Однако его посмертное влияние и авторитет с течением времени лишь возрастали. Не создав школы в прямом смысле слова, он стал универсальным учителем мастерства для многих поколений российских художников самого различного толка — от позднего романтизма до авангарда.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer