Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » И » Иванов, Александр Андреевич


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Иванов, Александр Андреевич. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. 1834. ГТГ.

В первые годы своего пенсионерства в Италии, в начале 1830-х годов, Иванов написал прекрасную картину «Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой и пением». Изображение античного бога муз, обучающего мальчиков петь и играть на флейте, стало своеобразной прелюдией к позднейшему творчеству художника. Иванов любил эту раннюю небольшую по размерам картину. Он не хотел с ней расставаться: полотно всегда висело в его мастерской.

В этом произведении живописец дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. В картине еще нет каких-либо новаторских открытий, но она удивительно поэтична, проникнута атмосферой сосредоточенности и погруженности в искусство, которое Иванов ценил в жизни более всего. К тому же на картине изображены обнаженные мальчики — художник будет их писать на протяжении всего своего творчества.  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Бичевание Христа. 1850-е гг. ГТГ

В «Библейских эскизах» Иванов стремился органически соединить евангельскую истину с исторической правдой, легендарно-мифическое с реальностью, возвышенное с обыкновенным, трагическое с бытовым.

Художник отказался от многих традиционных выразительных приемов, используя те изобразительные решения, которые наиболее соответствуют избранному сюжету. Он активно использует цветовое пятно, подчеркивая его на плоскости листа контуром, достигает большой выразительности ритма линий и открывает новые фактурные возможности графики. Многое из новаций зрелого мастера нашло свое место в сцене бичевания Христа, чье тело под кистью художника по-женски стройно и пропорционально.  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на Распятие. 1850-е гг. ГТГ

Cоздавая эту акварель, Александр Иванов следовал за фразой из Евангелия от Луки: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк 23:49).

«Композиция „Голгофы“, как ее решил Александр Иванов, совершенно нова, не имеет прообразов в традиционной иконографии: „знавшие Христа“ не стоят возле распятия, как изображались испокон веков, но глядят на него издали, через отворенную дверь ограды, которой обнесено место казни, а иные взбираются на стену, чтобы лучше видеть. Такая трактовка создает ощущение исторической достоверности события, вместе с тем оно не низводится до уровня житейского эмпиризма, — в простертых и заломленных руках женщин, в движении Марии царят строгие, плавные ритмы, вызывающие отдаленные ассоциации и с античными и с египетскими рельефами» (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III. — М.: Искусство, 1993. С.225.).

См. статью «Библейские эскизы».  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850-е гг. ГТГ

Вот как описывается этот эпизод в Евангелии от Иоанна (21:38—42): «Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».

Евангельскую историю о погребении Христа Иванов представляет как реалистическую картину. Художник принципиально избегает традиционных композиционных схем «Снятия с креста», «Пиеты», «Положения во гроб», создавая оригинальный сложный образ, навеянный евангельским текстом.

Многие «Библейские эскизы», как и этот, несут весьма ощутимые черты реалистического метода.  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару. 1827. ГРМ

Картина наглядно свидетельствует, что молодой художник к концу обучения в Академии художеств блестяще усвоил принципы академического классицизма.

См. статью.  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1821. ГТГ
В 1817 году Александр Иванов поступил в Академию художеств, где его отец исполнял должность профессора по классу исторической живописи. На первых порах юный ученик ничем не выделялся среди своих сотоварищей. Первой крупной работой Иванова в стенах Академии стало полотно 1824 года на сюжет «Илиады» Гомера — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора».

Картина продемонстрировала полное владение секретами классицистической школы: строгость композиции, изящество линейного ритма, тщательностью живописной отделки, богатство «околичностей» — все эти достоинства высоко ценились в академической среде. Критика благожелательно отмечала умение молодого художника вдумчиво «вникать в предмет свой», в суть сюжета. Эта особенность до сих пор выделяет раннюю картину Иванова среди современных ей работ академической школы.  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака. 1850-е гг. ГТГ

Хотя и считается, что Иванов в течение двадцати лет создавал «Явление Мессии», но фактически последние десять лет он мало работал над картиной — она так и осталась незаконченной. Все его поздние творческие искания были отданы «Библейским эскизам». Здесь его ждали художественные и мировоззренческие открытия, новые великие творческие свершения. На мой взгляд, «Три странника» — одно из лучших произведений этого цикла.

См. статью.  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Хождение по водам. 1850-е гг. ГТГ

«Хождение по водам» — одна из лучших акварелей, составляющих цикл «Библейских эскизов», над которыми художник работал в 1850-е годы.

А.А. Иванов выбрал общеизвестный эпизод из Евангелия от Матфея: «И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; Но, видя сильный ветер, испугался и начал утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф 14.29—31).

Композиция едва намечена. Цветовые пятна свободно разбросаны по листу и не совпадают с белильными контурами рисунка. Особую роль играет светотеневая моделировка фигур. Мистический белый свет пронизывает условное пространство картины, создавая достоверное ощущение чуда.  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Христос и Никодим. 1850-е гг. ГТГ

Никодим — фарисей, «начальник иудейский», член синедриона. Вместе с тем он был одним из тайных учеников Христа. Его ночная беседа со Спасителем послужила сюжетом для одной из работ Иванова, вошедших в «Библейский цикл», который художник создавал на протяжении последних десяти лет своей жизни.

В Евангелие от Иоанна (глава 3-я) рассказывается, как Никодим тайком в ночное время пришел к Иисусу и услышал от Него: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Тогда Никодим спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

После казни Христа именно Никодим, а не апостолы, участвовал в погребении Иисуса вместе с другим тайным учеником — Иосифом Аримафейским. По преданию, Никодим позже принял крещение и был удален иудеями из синедриона и Иерусалима. В эпоху Средневековья пользовалось большой популярностью апокрифическое Евангелие от Никодима.

В своей акварели Иванов стремился соединить историческую действительность с евангельским свидетельством о встрече знатного фарисея с Христом, возвещающим новое учение.  подробнее

Иванов, Александр Андреевич. Явление Мессии. 1836—1857. ГТГ

Это произошло в Вифаваре при Иордане, когда Иоанн Предтеча крестил иудеев. И видит он идущего к нему Иисуса: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Ин 1:29—31).

«Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии — Евангелии от Иоанна! Тут на первых страницах увидел я, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, и, наконец, лично представить Его! Сей последний момент выбираю я предметом картины моей», — писал Александр Иванов.

Название картины — «Явление Христа народу» — позднейшего происхождения. А.А. Иванов никогда не называл так свое произведение. Наиболее часто в его письмах и записях встречается название «Явление Мессии» или «Появление Мессии». В научной литературе за картиной закрепилось именование «Явление Мессии».

См. статью.

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer