Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » П » Перов, Василий Григорьевич » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Перов, Василий Григорьевич
Перов, Василий Григорьевич (1833-1882) — живописец, жанрист, портретист, мастер исторической картины. Один из ведущих художников «критического направления» в русском реализме второй половины XIX столетия.
 
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Аленов М. Русское искусство XVIII – начала XX века. – М.: Трилистник, 2000; Архангельская А.И. В.Г. Перов. – М., 1950; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III. – М.: Искусство, 1993; Лапунова Н.Ф. В.Г. Перов. – М., 1968; Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979; Собко Н.П. В.Г. Перов. Его жизнь и произведения. – СПб., 1892; Федоров-Давыдов А.А. В.Г. Перов. – [М.], 1934.
Источники Пелевин Ю.А.



Побочный сын обедневшего дворянина, Перов учился сначала в провинциальной художественной школе А. В. Ступина, а потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853—1860). Крайняя его бедность в годы ученичества характерна для биографии разночинца.

Московское училище было более передовым, чем столичная Академия художеств, и из него вышли наиболее яркие представители демократического обличительного жанра 60-х годов. В ранних, еще ученических произведениях Перова — «Приезд станового на следствие» (1857), «Первый чин» (1860) — мы видим освоение реалистических традиций А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, П.А. Федотова, высоко ценившихся среди педагогов и учащихся Училища. Перейдя в Академию художеств, Перов в 1861 году написал на диплом «Проповедь на селе» и в том же году «Сельский крестный ход на пасху», а затем в 1862 году — «Чаепитие в Мытищах». Все три картины объединяет разоблачение духовенства как невежественного, сластолюбивого, чуждого народу и являющегося слугой самодержавного строя.

Наиболее сильной из этих картин является «Сельский крестный ход на пасху». С крыльца избы, ухватясь рукой за столб, пытается сойти вдрызг пьяный поп; дьячок свалился на ступеньки; впереди них толпа крестьян несет иконы и хоругви. Дики их песнопения и печальна картина невежества и убогости деревенской жизни. Низкое серое небо, грязь на дороге и голые деревья — весь этот унылый пейзаж усиливает чувство беспросветной тоски. Вместе с тем картина вызывает у зрителя гневный протест. В ней резко и беспощадно звучит приговор мрачной действительности. Гротескно изобразив одутловатое лицо попа, всю его фигуру, Перов не идеализирует и крестьян, а правдиво показывает их такими, какие они есть. Обличительная, революционизирующая сознание сила картины была так велика, что произведение Перова сняли с выставки.

Попав в качестве академического пенсионера в 1862 году в Париж, Перов и здесь рисует уличные сцены из жизни бедноты: «Савояр», «Тряпичник», «Праздник в окрестностях Парижа» и другие. Но до истечения срока командировки он возвращается на родину, считая более полезным изображать «бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества». В отличие от своих предшественников, рвавшихся в Италию, годами живших заграницей по истечении срока пенсионерства, художник-демократ теперь стремится скорее на родину. Его влечет в гущу народной жизни, он полон патриотическим желанием критически отображать жизнь своей страны.

Одна из первых написанных им по возвращении картин — «Приезд  гувернантки в купеческий дом» (1866). Она рисует людей и грубые, жестокие нравы «темного царства», изображавшегося Островским. Этому миру противопоставлен образ молодой девушки-учительницы, трогательный и вызывающий сочувствие. Им Перов начинает ряд образов разночинной интеллигенции в ее тяжелой жизненной доле. Это картины «Учитель рисования» (1867, в образе старичка-учителя изображен Шмельков), «Приезд институтки к слепому отцу» (1867) и другие. Перов продолжает свое обличение жадности, корыстолюбия и сластолюбия духовенства в картине «Монастырская трапезная»  (1865-1875) и в жутком гротескном рисунке «Смерть монаха» (другое название «Дележ наследства в монастыре», 1868). Рисунок изображает, как в келье только что умершего монаха, у еще неостывшего трупа идет грабеж его имущества.

Во второй половине 1860-х годов в творчестве Перова одновременно с обличением все сильнее звучат ноты лирической грусти и гуманного сочувствия горю и страданию народа. Вместе с тем сама манера живописи становится более эмоциональной. Такова превосходная и выразительная картина «Проводы покойника» (1865). Художник впечатляюще передал в ней горе и сиротство крестьянской семьи, потерявшей своего кормильца. Мастерски использованы для этого и сюжетные, и живописно-композиционные приемы. Выразительна сама унылая поступь крестьянской лошади. Ритмическим повтором линий Перов достигает усиления выразительности фигур. Все это дополняется печалью зимних вечерних сумерек. Прежние картины Перова были написаны в мелкой, почти миниатюрной манере живописи с тщательной выпиской всех деталей. Еще сохраняя ее и здесь, он отходит, однако, от прежней разноцветности и разобщенности предметов. Ее заменяет стремление к их объединению и связи с пейзажем. Перов достигает этого, смягчая, как бы стушевывая, контуры фигур и ограничивая гамму близкими друг другу серо-коричневыми тонами. Развивая здесь то, что наметилось у него еще в парижских работах, он стремится таким образом передать светотень, объединяющую изображение и вносящую в него эмоциональность. Так здесь зимние сумерки как бы дают эмоциональный тон всему изображению.

Все это в еще более ясном и развитом виде выступает в «Тройке» (1866). С большой силой эмоциональной выразительности показывает художник невеселое детство, тяжкую долю детей ремесленников. Изображая тщедушных ребятишек, с трудом, надрываясь, тянущих тяжелую обледенелую бочку с водой, Перов не только обличает, но грустно-лирически показывает жизненное явление, обращаясь столь же к чувствам, как и к рассудку. В этом же обращении к чувствам большую роль играет новая светотеневая монохромная живопись. Понятен здесь и ее принципиальный идейный смысл, желание не только содержанием, но и самим характером живописи противостоять нарядному салонному, рассчитанному на развлечение искусству. Стремясь подобно Некрасову «ударить по сердцам с неведомою силой», художник-демократ, естественно, выбирает и подходящие к унылому сюжету, к бедной жизни средства выражения. Вместе с тем он стремится к тому, чтобы не отвлекать внешней красотой от идейного содержания: он хочет сосредоточить все внимание на психологии действующих лиц.

Новая монохромная гамма красок и объединяющая светотень были шагом вперед по пути реализма. Прежнее построение, основанное на простом сочетании фигур и предметов, сменяется здесь трактовкой изображения в его единстве, объединенности, в одновременности его зрительного восприятия. Характерно увеличение размера картины, масштаба ее фигур: этим художник стремится создать впечатление их натуральности. С этим связан и отход от дробной тщательной выписанности, от замкнутого контура в обрисовке фигур. Мотивом снежной поземки художник стремится сильнее объединить их с пейзажем, фигура сзади уже тает в неясном полумраке вечера.

Высокая эмоциональность отмечает замечательную картину — «Последний кабак у заставы» (1868). В драматизме изображения при минимуме внешнего рассказа проявляются художественные достижения Перова. Все очень просто и обыденно в этой картине. У дверей кабака стоят двое запряженных лошадьми саней; в одних видна зябко кутающаяся от ветра фигура ожидающей женщины. Сколько внутреннего содержания в этой простой сцене, какое чувство тоски вызывает убогий пейзаж городской окраины в ранние зимние сумерки с тревожной желтизной заката. Из светящихся окон словно слышен пьяный гул и, кажется, что сейчас распахнутся двери кабака. Пронизывающий ветер усиливает чувство бесприютности этой сцены, как будто происходящей где-то на краю земли. Картина показывает, в какой мере возросло уменье художника синтезировать свои образы, в частном находить общее, от изобразительного рассказа переходить к эмоциональному показу явления.

В 1871-1872 гг. Перов создает выдающуюся серию портретов: А.Н. Островского, А.Н. Майкова, В.И. Даля, Ф.М. Достоевского. В этих портретах с их гладким нейтральным фоном и простотой костюмов все внимание художника сосредоточено на внутренней жизни, на психологии изображаемых людей. Перов замечательно проникает в психику изображаемых лиц и достигает глубокой содержательности в передаче их душевной жизни. Он изображает ее не только в чертах лица, но и в выразительности рук — судорожно сжатых у Достоевского и спокойно сложенных у Даля, пухлых у Островского и тонких, аристократических у Майкова. В этих своих «человеческих документах» Перов в высокой мере правдив и объективен: он избегает всякой лести и приукрашивания изображаемых.

Это порой влекло за собой их неудовольствие. Такое неудовольствие высказал не только купец Камынин, но и Ф.М. Достоевский, в изображении которого художник не скрыл черт болезненности. На самом же деле глубокая правдивость делает портрет писателя высоко человечным.

Будучи ярко индивидуализированными, портретные образы у Перова вместе с тем очень типичны и социальны в этой своей типичности. Так в портрете Камынина перед нами характерный представитель «темного царства» замоскворецкого купечества. В портрете же Достоевского изображен интеллигент 1870-х годов, чья психика раздираема мучительными противоречиями, тяжелыми думами о судьбах страны и народа. В портретах живописное дарование Перова проявляется в своем расцвете. Художник уверенно использует живописные средства для передачи содержания. Стоит только сравнить различие изображения сходных темных одежд в ряде портретов, чтобы понять, насколько по-разному трактует их художник в зависимости от общего «звучания» изображаемого характера. Портрет Достоевского может служить показателем и композиционного мастерства художника.

Одновременно с работой над портретами Перов в 1870-х годах переходит к бытовому жанру. Типичным и лучшим образцом этого жанра является картина «Охотники на привале» (1871). Жизненность сцены, типичность образов и мягкий юмор повествования сделали ее очень популярной. Художник с большим мастерством развивает бытовой сюжет. Перов до конца дней сохраняет интерес к обличительной и сатирической тематике, но она проявляется у него теперь преимущественно в рисунках «Современная идиллия» (1878), «Спор о вере» (1877), острота и экспрессивность которых свидетельствуют о воздействии Шмелькова.

Социальная тематика в картинах менее удается теперь Перову, и он все реже к ней обращается, постепенно отходя к чисто бытовому жанру, а затем к историческому. «Суд Пугачева», задуманный Перовым в 1873 году в духе демократического понимания народного восстания, претерпевает в дальнейшем эволюцию в сторону психологического истолкования темы. В конце концов, в картине 1879 года Перов дает ошибочную трактовку пугачевщины. Он изображает Пугачева свирепым разбойником, противопоставляя ему героическую фигуру старухи-помещицы, защищающей свою дочь. Еще менее удачны опыты Перова в сказочном и религиозном роде в последние годы жизни художника.

Лучшими своими произведениями Перов сыграл выдающуюся роль в русской живописи и как жанрист, и как портретист. Сама эволюция его живописной манеры типична для русской живописи на переходе от 1860-х к 1870 годам. Это было развитие реалистического метода изображения повседневной действительности. В серо-коричневой, почти одноцветной гамме работает в 1870-е годы большинство передвижников, нарочито противопоставляя ее шикарной цветистости салонной живописи.

В. Г. Перов был одним из основателей Товарищества передвижников, и его жанры и портреты являлись типичными экспонатами первых передвижных выставок.

 

Федоров-Давыдов А.А.  В. Г.Перов // Очерки по истории русского искусства. – М. Из-во Академии художеств СССР, 1954. С. 166-172.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer