Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мясоедов, Григорий Григорьевич » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Мясоедов, Григорий Григорьевич

Мясоедов, Григорий Григорьевич (1834-1911) – русский художник, характерный представитель передвижнического искусства.

 
Эпоха, стиль, направление реализм, передвижники
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Киселев Н.А. Среди передвижников. Воспоминания сына художника / Вступ. статья, общ. Редакция и примечания А.Г. Верещагиной. – Л.: "Художник РСФСР", 1967; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. – Л.: "Художник РСФСР", 1965; Мясоедов Г.Г. Письма, документы, воспоминания. – М., 1972; Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. Т. 1–2. – М., 1987.

Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н.Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX в. – М., 1975; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник, 1997; Русская жанровая живопись ХIХ – начала ХХ века. Очерки. – М., 1964; Русская живопись. Большая коллекция. – М.: Белый город, 2003; Шувалова И.Н. Мясоедов. – Л., 1971.

Источники Составитель - Пелевин Ю.А.



Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но бросил ее, серьезно увлекшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству.

В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге. В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный с натуры портрет отца помирил их.

В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы заработать на жизнь.

Художник берет бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, написав на заданную тему композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», за которую получил большую золотую медаль и был удостоен шестилетней командировки за границу.

В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии. В 1867 году живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И. Герцена, и с семьей художника Николая Ге. Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». В это же время Мясоедов изучает русские народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» (1867) посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни. В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создает картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика.

Еще за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников. «Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», – писал он своему товарищу К. Лемоху.

В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошел знаменитый «бунт четырнадцати». Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе «бунтарей» стоял Крамской, возглавивший «Первую художественную артель».

В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В ту эпоху картины мало выставлялись, их видели в основном только в узком академическом кругу. Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное и культурное значение. Мясоедов деятельно участвовал во всех выставках товарищества и постоянно заботился о его материальной независимости.

27 ноября 1871 года в Петербурге открылась первая передвижная выставка, показанная потом в Москве, Киеве и Харькове. С особенным энтузиазмом встречают художников в провинции. На первую выставку Мясоедов дает историческую картину, иллюстрирующую эпоху Петра – «Дедушка русского флота». В марте 1872 года открылась вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает» (1872). Эта картина принесла художнику известность. Сам Мясоедов в письме П. Третьякову говорит, что хотел приблизиться «к реальному и повседневному». П. Третьяков, приобредший эту картину, попросил художника убрать кур на переднем плане, но Мясоедов был решительно против. «Думаю, что куры не мешают», – писал он.

Через год после «Земства» появляется картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873). Она встречает восторженные отзывы в печати. Еще одно произведение, посвященное деревенской жизни – «Засуха», или «Молебен на пашне о даровании дождя» (1877). Это большое полотно, насыщенное большим количеством деревенских персонажей, нищих и несчастных. К этому же циклу относится картина «Дорога во ржи» (1881).

Наиболее известная историческая картина того периода – «Самосожигатели» (1882,1884). Сюжет ее связан с расколом, произошедшем в XVII веке в русской церкви.

В конце 1880-х Мясоедов переселяется в свою усадьбу Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Усадьба была обширной: с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. В этот период он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым давно увлекался.

В 1880-е годы Мясоедов работает над новой серией произведений, куда входят такие работы как «Зреющие нивы» (1888), «Страдная пора (Косцы)» (1887), «Сеятель» (1888). «Страдная пора» была представлена на XV передвижной выставке. Часть критиков посчитала картину лучшей во всем наследии художника и была приобретена государем императором Александром III.

Изредка Мясоедов писал портреты (Н.Н. Бекетова, Е.С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимали небольшое место в его творчестве.

В 1890-е годы художник переживал кризис. Он одинок, с семьей по каким-то причинам он давно разошелся и едва поддерживает отношения со своим сыном Иваном, интереснейшим художником с многосложной судьбой послереволюционного времени.

Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознает, что его время безвозвратно ушло. Полностью отказавшись от «критического направления», столь принципиального для передвижничества, художник отказался тем самым от основ художественной системы 1870-1880-х гг. Неподготовленый к восприятию новых художественных идей, Мясоедов оказался в числе тех членов ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.

Мясоедов отдал дань толстовству. В последний период творчества он создал мало работ, связанных с темой крестьянства. Наиболее удачная среди них — «Странник» (1899). Более интересны картины на историко-культурные темы: «Чтение "Крецоровой сонаты" Л.Н. Толстого» (1893), «Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне З. Волконской» (1905-1907). Первая картина является по сути групповым портретом, с большим сходством изображены И. Мечников, Н. Ге и В. Стасов. Во второй работе, где представлена встреча Мицкевича и Пушкина, точно переданы приметы эпохи.

Мясоедов также писал религиозные картины для храма Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

В 1911 году Григорий Григорьевич Мясоедов умер в своем имении Павленки, завещав похоронить себя без христианских обрядов в саду.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer