Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Торелли, Стефано » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Торелли, Стефано
Торелли, Стефано (Torelli Stefano) (1712—1780?) — итальянский художник. Работал в Петербурге, состоял в должности придворного живописца при Екатерине II. Писал аллегорические композиции, декоративные панно и парадные портреты императрицы и высшей петербургской знати.
 
Эпоха, стиль, направление барокко
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Врангель Н.Я. Иностранцы в России // Старые годы. 1911. Июль — сентябрь; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. – М., 1990; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. – М. , 1925; Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. – Л., 1927.


Стефано Торелли родился в семье художника. Первоначально он обучался живописи у своего отца Ф. Торелли, затем у известного в то время портретного и декоративного мастера Франческо Солимена (1657—1747) — известного неаполитанского художника и архитектора. У него же учился Пьетро Ротари. Затем Торелли работал в Венеции, где окончательно сформировалась его творческая манера.

В 1740 году Торелли был приглашен курфюрстом саксонским и королем польским Августом III в Дрезден. Росписи дрезденских дворцов, выполненные художником, погибли во время Второй мировой войны. Позднее Торелли исполнял алтарные картины, плафоны, портреты в Ростоке, Фрауенбурге, Байрейте. В 1759—1761 годах художник работал в Любеке, где выполнил стенные росписи для зала аудиенций в городской ратуше. Здесь же он написал портрет генерал-лейтенанта Франца фон Шасо, губернатора города, который вскоре женился на дочери художника.

В 1762 году Торелли был приглашен в Россию И. И. Шуваловым в качестве профессора Академии художеств. Однако в 1768 году он был уволен из Академии графом В. Г. Орловым и получил должность придворного художника Екатерины II. С самого своего появления в России Торелли участвовал в крупных живописных работах, исполнял портреты, создавал аллегорические композиции. В январе-феврале 1763 года в связи с коронационными торжествами он находился в Москве, куда его вызвал И. И. Шувалов, испытывавший нехватку в хороших портретистах.

В начальный петербургский период Торелли работает интенсивно и с большим размахом, то есть делает «все»: портреты, плафоны, стенные росписи. При этом он работает быстро и с высоким профессионализмом. Это обеспечило ему успех и большое число заказов у придворной знати.

В 1768 году при вступлении в должность придворного художника Торелли получил заказ на картину «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года», которую закончил в 1777-м (ГТГ). В 1763 году художник исполнил парадный портрет Екатерины II (ГРМ), эскиз к которому находится в Саратовском художественном музее, а также портреты графа Г. Г. Орлова (1763, ГРМ), А. А. Чернышевой (ГЭ) и др. Позднее мастер создал «Коронационный портрет Екатерины II» (Между 1763 и 1766. ГРМ).

К искусству портрета С. Торелли обращался на протяжении всей жизни, выполняя заказы различных лиц. Как портретист художник придерживался традиции «барочного академизма». Его произведения не лишены эффектности в постановке модели и, как правило, выполнены в панегирическом духе. Значительную часть произведений, выполненных С. Торелли в России, представляли аллегорические композиции: «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств» (1770. ГРМ) , «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» (1772. ГТГ) , «Диана и Эндимион» (Китайский дворец в Ораниенбауме) и др.

Аллегории Торелли, подобно его портретам, также наполнены панегирическим духом, отличаются виртуозностью письма, искусными мизансценами. Удивительная утонченность и изысканность характерны для монументальных декоративных работ художника. Его плафоны в Зимнем дворце (1764) вызывали восхищение современников. «Невозможно представить себе ничего более приятного и сильного из плафонных картин», — писал о них Я. Штелин. Настоящим шедевром стали работы художника для Китайского дворца в Ораниенбауме, выполненные в 1765—1770 годах. Написанный Торелли плафон для Зала муз признают лучшим произведением монументально-декоративного искусства рококо в России.


Пелевин Ю.А. по материалам: Русская живопись. Энциклопедия. — М.: АСТ; АСТРЕЛЬ, 2003.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer