Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Бруни, Федор Антонович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Бруни, Федор Антонович
Холст, масло.
Федор Антонович Бруни (1799—1875) — один из наиболее значительных представителей русской академической школы, автор полотен на исторические и библейские темы, портретов.

Академик Императорской Академии художеств (с 1834 г.). Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Св. Луки в Риме. С 1836 года Бруни преподавал в Академии художеств, а с 1855 по 1871 г. был ее ректором.

Он один из создателей росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. С 1849 по 1864 – хранитель живописного отдела Эрмитажа, где много сделал для пополнения коллекций.

 
Эпоха, стиль, направление академизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII – начала XX века. – М.: Изобразительное искусство, 1979; Верещагина А.Г. Бруни Ф.А. Ленинград. Художник РСФСР, 1985; Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.



Федор Антонович Бруни (1799—1875) был уроженцем Милана. В детстве его отец переселился с семьей в Россию, получив заказы на декоративные росписи в русских дворцах.

Бруни получил свое образование в русской Академии художеств, учась по преимуществу у Шебуева, самого строгого из всех русских классицистов. В 1818 году Бруни окончил Академию и на средства отца отправился в Италию. Видимо, он мало был связан со своими сверстниками и земляками, но зато русская знать, находившаяся за границей, охотно сближалась с молодым русским итальянцем и поддерживала его. Так, в 1820 году князем Барятинским была заказана Бруни картина «Смерть Камиллы, сестры Горация», представляющая собой эпилог борьбы Горациев и Курнациев, истории, откуда Давид почерпнул сюжет «Клятвы Горациев». Картина Бруни написана как пандан к прославленной в то время картине итальянского классициста Камуччини. Бруни, очевидно, был привлечен этим драматическим сюжетом, в котором, впрочем, уже не было ничего героического.

Сила выражения, четкий рисунок тел и энергично трактованные широкие складки античных драпировок фигур составляют сильную сторону этой до крайности условной и отвлеченной живописи.

Даже портреты, которыми довольно много занимался художник, ничуть не делают его реалистом. Они сродни тем образам, религиозным и мифологическим, в которых так много чувствительности и возвышенного, которые словно парят над землей. В некоторых его картинах, несомненно, присутствует мистическое начало, столь чуждое вообще всему русскому искусству.

Центральная картина Бруни — «Медный Змий» — представляет собой сцену беспощадной кары, но не человеческой, как в «Камилле», а божественной. Внешне эта картина сродни фрескам Синьорелли и Микельанджело. Коричнево-серый колорит ее условен; композиция придумана холодным умом. Чувство ужаса и беспомощности сильнее, чем надежда, которую олицетворяет воздвигнутый на колонне огромный Медный Змий. Земля покрыта телами, корчащимися в смертельных муках, или мертвыми. Над ними с ужасом носятся в развевающихся одеждах живые, и лишь немногие прибегают к подножию Змия. В глубине картины стоят пророки Моисей и Аарон, пораженные зрелищем божьего гнева, обрушившегося на израильский народ. В целом картина исполнена чувством беспредельного ужаса перед смертью, чувством, которое редко становится темой искусства.

Нельзя не иметь в виду, что идея картины зародилась после 1825 года. В Италии Бруни близко познакомился с княгиней 3. А. Волконской (Портрет З.А. Волконской. Не ранее 1820-х гг. ГРМ). <…>Там она предалась артистической деятельности и под конец жизни впала в религиозный пиетизм. Трагическое направление искусства Бруни, возможно, получало пищу в доме Волконской.

Работа над картиной закончилась только в 1840-х годах, после вторичного возвращения художника в Италию, где он пробыл до 1845 года. Возвратившись в Россию, Бруни занимался главным образом сочинением картонов для строящегося Исаакиевского собора и профессорской деятельностью в Академии.

Религиозная живопись Бруни носит также предельно отвлеченный характер (Святая великомученица Екатерина. 1841. Саратовский художественный музей). Его мадонны отличаются слащавой умиленностью. Многофигурные композиции составлены из множества тел, обнаженных и одетых, в сильных ракурсах на фоне схематического пейзажа. Преподавательская деятельность в Академии продолжалась до 1871 года. В Академии Бруни проводил самое строгое подчинение академическим канонам в рисунке и в композиции. Академия более чем когда-либо отрывала искусство от народа, общественных и национальных корней, погружая художника в мир отвлеченных образов.

Выход 13-ти конкурентов [будущих передвижников] из Академии был прямым результатом направления Академии, возглавлявшейся Бруни.


Машковцев Н. Г. Искусство первой половины XIX века // Очерки по истории русского искусства. — М.: Из-во Академии художеств СССР, 1954. С. 146—147.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer