Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н » Неизвестный художник » СТАТЬИ


Неизвестный художник. Портрет А.Н. Радищева. Не позднее 1790. Саратовский художественный музей
Холст, масло. 61 x 49
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов
Место создания Санкт-Петербург, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1972; Орлов В.Н. Радищев и русская литература, 2 изд. – Л., 1952; Макогоненко Г.П. Радищев и его время. – М., 1956; Старцев А.И. Университетские годы Радищева. – М., 1956; Старцев А.И. Радищев в годы «Путешествия». – М., 1960; Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Запретная мысль обретает свободу. – М., 1966; Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII в. – Л., 1968; Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990.
Источники Пелевин Ю.А.; http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=205&id_header=9


Портрет поступил в собрание музея в 1885 году от Николая Петровича Боголюбова, внука А.Н. Радищева и брата основателя музея — Алексея Петровича Боголюбова. Ранее работа принадлежала К.И. Радищевой, тетке братьев Боголюбовых. Скорее всего, это единственное прижизненное изображение великого гражданина России, исполненное еще до ссылки в Сибирь в 1791 году. В это время А.Н. Радищеву было около сорока лет. Он занимал пост директора Санкт-Петербургской таможни, был почтенным отцом семейства, пользовался репутацией образованного, одаренного, безукоризненно честного человека.

Ничто, казалось, не предвещало его трагической судьбы. Но книга «Путешествие из Петербурга в Москву» с критикой самодержавия и крепостничества, круто изменившая его жизнь, уже писалась или была написана.

На темном фоне портрета выделяется строгое лицо с высоким лбом, чуть удивленным разлетом бровей, проницательным прямым взглядом. Белый шейный платок и плиссированное жабо, строгий кафтан, отделанный золотистым галуном, темный непрозрачный фон. Ничто не отвлекает внимания от лица. Требовательный взгляд темных глаз, сжатый рот, некоторая замкнутость образа создают ощущение внутреннего драматизма, напряжения, тревоги, передающихся зрителю. Это внутреннее напряжение при внешней простоте портрета выделяет его среди многих произведений XVIII века. Обычная схема изображения дворянина-европейца отступает перед энергией интеллектуализма, излучаемой моделью. Эта конкретность и редкая одухотворенность убеждают, что написан он с натуры. Однако ни имя автора, ни точная дата исполнения нам — увы! — не известны.

В биографии Радищева, написанной его сыном Павлом Александровичем, читаем: «Портретный живописец Михаиле, крепостной его человек, не умел исполнить его мысли (Радищев просил изобразить молящихся святых в келье) и написал четыре фигуры святых, просто стоящих рядом». Это упоминание дало исследователям повод предположить, что автором портрета Радищева и был как раз этот крепостной Михаило. Но нетрудно заметить, что Павел Александрович прямо указывает на неумелость крепостного самоучки. Вместе с тем портрет, принадлежащий Радищевскому музею, удивителен проникновением во внутренний мир модели и написан вполне уверенной кистью. Постановка фигуры естественна, рисунок лица правилен, есть то самое ощущение сходства, которое свойственно всякому хорошему портрету.

Эта работа послужила основой для нескольких копий и реплик. К числу последних следует, видимо, отнести и работу, хранящуюся в Москве, Московском государственном литературном музее.

 

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer