Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мухина, Вера Игнатьевна » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Мухина, Вера Игнатьевна
Мухина, Вера Игнатьевна (1889—1953) — скульптор, народная художница СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947), крупнейший представитель социалистического реализма.
 
Эпоха, стиль, направление социалистический реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Мухина В.И. Художественное и литературно-критическое наследие, т. 1—3, М., 1960; Аболина Р.Я. В.И.Мухина – М., 1964; Воронов Н.В., Короткая Е.Н. Жизнь и судьба скульптора Мухиной. – М., 1989; Воронова О.П. В.И. Мухина. – М., 1976; Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000; Климов Р. Творческие искания. К вопросу об эволюции художественного мировоззрения В. И. Мухиной // Искусство. 1959. № 12. С. 12—22; Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999; Суздалев П.К. В.И. Мухина – М., 1981; Терновец Б. Вера Мухина – М.; Л.,1937.



Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге в семье потомственного купца, художника-любителя; детство провела в Феодосии. В трехлетнем возрасте лишилась матери, в 15-летнем — отца. Получила гимназическое образование (Феодосия, Курск), летом 1904 года путешествовала по Германии.

Училась в Москве живописи и рисунку у К. Юона (1908—1911), где началась ее многолетняя дружба с Л. Поповой, и у И. Машкова (1911); параллельно стала заниматься скульптурой. В результате несчастного случая, произошедшего в начале 1912 года, Мухина перенесла сложнейшую пластическую операцию и в качестве утешения была отпущена опекунами в Париж. В 1912—1914 годах училась у А. Бурделя в Académie de la Grande Chaumière, посещала академию «La Palette», а также школу Ф. Коларосси, где рисовала с натуры. Совершила поездку по Италии (1914). Ранние парижские скульптуры Мухиной — этюды фигур и портреты знакомых и близких — носят еще ученический характер.

В 1915—1916 годах она создает первое значительное скульптурное произведение — «Пьетá» (не сохранилось). Начиная с 1918 года, Мухина занимается монументальной скульптурой. Участвует в многочисленных конкурсах на создание памятников. Уже среди ранних ее проектов такие значительные символико-романтические композиции, как «Революция» (1919), «Пламя революции» (1922—1923), отличающиеся сочетанием кубизма с бурной экспрессией.

В 1925—1927 годах скульптор создает свои самые яркие станковые произведения: «Юлия», «Ветер», «Женский торс», «Крестьянка». Во всех четырех работах женский образ дан либо в бурном движении, либо внешне статично, но даже статика энергетически насыщена, а формы убедительны своей телесной красотой; фигуры полнокровны и лаконичны по исполнению. В те же годы Мухина стала преподавать в МВХПУ (1926—1927), Вхутеине (1927—1930).

Мухина обладала редкостным даром в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры, однако ее возможности, в сущности, остались невостребованными. Первый монументальный проект ей удалось осуществить лишь в 1937 году; около 20 проектов так и не были реализованы.

Итак, в 1937 году на основе замысла архитектора Б. Иофана (две фигуры, поднимающие в небо символ «рабоче-крестьянского» государства) Мухина создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» для павильона СССР в Париже. Об этом произведении существуют два прямо противоположных мнения: одни видят в нем жизнеутверждающий шедевр, другие — проявление тоталитаризма и агрессивности в искусстве. На наш взгляд, оба мнения ошибочны. Работая в рамках официального заказа, Мухина создала вещь действительно монументальную, яркую, динамичную, светлую. За плакатно-политическим внешним обликом часто не замечают основного содержания — вневременной в внесоциальный образ молодости и устремления к труду. В скульптуре интересно решены формальные задачи соотношения вертикалей и горизонталей, художественного оправдания гигантских масштабов (то, что в дальнейшем не удавалось ни одному советскому скульптору), великолепно использована отражающая способность материала (хромоникелевая сталь). Группа «Рабочий и колхозница» после выставки в Париже была перевезена в Москву, но сделано это было настолько варварски, что автору пришлось воссоздавать ее фактически заново. Несмотря па протесты скульптора, композиция была смонтирована в Москве в неудачном месте и на низком постаменте, так что группа «не летит, а ползет», по замечанию Мухиной.

В эскизах декоративных скульптурных групп (1938) Для Москворецкого моста — «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб» — у Мухиной неожиданно проступает стилистическая близость к ее учителю Бурделю, однако эти работы самостоятельны и конгениальны Бурделю по темпераменту, по полноте форм, по яркости фантазии. «Хлеб» (1939) — единственная осуществленная композиция — сочетает монументальность, лиризм и крепкую форму с остроумным решением, являясь, может быть, одним из наиболее личных произведений скульптора.

В 30—40-е годы она создает ряд скульптурных портретов.

Однако ее творчество не ограничивалось скульптурой. Первых удач она добилась в 1915—1916 годах в многочисленных рисунках и работах для театра. В эти годы она сближается с А. Экстер и делает эскизы для театральных костюмов и оформления нескольких неосуществленных постановок Камерного театра. Судя по сохранившимся эскизам, Мухина обладала ярким талантом театрального декоратора. В первой половине 20-х годов художница занимается также дизайном (этикетки, обложки, эскизы брошек и тканей, и т. д.) и совместно с известным модельером Н. Ламановой и А. Экстер — конструированием одежды. Эта работа принесла ей первый успех (Гран-при в Париже, 1925). В 1923—1930 годах Мухина работает как дизайнер выставок в СССР и Германии (выставка «Пресса», Кельн 1928; выставка пушнины, Лейпциг 1928—1930).

Творчество Мухиной было признано и отмечено наградами: Гран-при в Париже (1937), орден Трудового Красного Знамени (1938), Сталинские премии (1941, 1943, 1946, 1951, 1952), избрание действительным членом Академии художеств СССР, членом президиума АХ СССР (1947—1953). Однако в последние годы ей не удалось осуществить ни одного крупного замысла, а немногие станковые работы, созданные ею в промежутках между насыщенной общественной деятельностью, отмечены усталостью и носят все более холодно-академический характер. Свою тревогу по поводу победы бездушия в искусстве она пыталась донести до общественности в последнем выступлении в Академии художеств. Умерла В. М. Мухина 6 октября 1953 года в Москве.

Мухина была человеком ярким, самоотверженным и жизнелюбивым. В годы первой мировой войны она бескорыстно работала сестрой милосердия. У нее была семья: в 1918 году она вышла замуж за врача А. Замкова (1880—1942) в 1920 году родился сын. Когда в 1930 году муж был арестован и выслан в Воронеж, Мухина последовала за ним, оставив преподавательскую работу. Вернуться из ссылки помог М. Горький, высоко ценивший Мухину за созданное ею надгробие его сыну.

Будучи человеком прямым и искренним, Мухина избегала официозных портретов, отстаивала свои замыслы от вмешательства некомпетентных заказчиков до последней возможности. С годами она становилась все более замкнутой. На ее примере достаточно хорошо просматривается тернистый путь большого художника, видны его сложные взаимоотношения с властью, воспринимавшей искусство как орудие политической агитации. Мухину искренне увлекал выдвигаемый властью идеал равенства, здоровья, труда, но мы напрасно искали бы в ее жизни и творчестве одобрение насилия, развязанного под предлогом осуществления этого идеала.


Розенвассер Н. Вера Мухина (1889—1953) // Москва – Берлин / Berlin – Moskau, 1900—1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино // Науч. ред. И.А. Антонова, Й. Меркерт. — М.; Берлин: Галарт, Престель, 1996. С. 329—331.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
История XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer