Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Сварог, Василий Семенович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Сварог, Василий Семенович

Сварог, Василий Семенович (1883—1946) — живописец, график. Характерный представитель социалистического реализма сталинского периода.

 
Эпоха, стиль, направление реализм, социалистический реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Василий Семенович Сварог. – М.: Сов.художник, 1950. — (Мастера советского искусства); Климова М. Василий Семенович Сварог. – М., Искусство, 1952;. В.С. Сварог. Каталог выставки. – М., 1948; В.С. Сварог. Альбом. – М., 1955; Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000; Лебедянский М. С. Становление и развитие русской советской живописи. 1917 нач. – 1930-х гг. — Л.: Художник РСФСР, 1983; Лебедянский М. С. Живопись, рожденная Октябрем. Становление и развитие социалистического реализма в русской советской живописи. 1920-1930-е годы. — М.: Искусство, 1986; Леонидов О. Сварог В.С. – М.: Советский художник, 1950; Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003; Москва – Берлин / Berlin - Moscau, 1900 - 1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино / Науч. ред. Антонова И. А. (Москва), Меркерт Й. (Берлин). – Москва; Берлин; Мюнхен: Галарт, Престель. - 1996; Соколов В.А. Художник Сварог. — Л.: Лениздат,1986; Старорусские музеи / [Составитель Г.Н. Архипов]. — Л.: Лениздат,1982; Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999; Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.
Источники Текст - Пелевин Ю.А.



Василий Семенович Корочкин (псевдоним – Сварог) родился в полунищей семье крестьянина и прачки в Старой Руссе, уездном городке Новгородской губернии. В двухлетнем возрасте он лишился отца, и вместе с двумя сестрами воспитывался матерью.

Художественное дарование мальчика было замечено рано, еще в церковно-приходском училище. Он жил поблизости от него в одном из переулков за Линейным проспектом. Под влиянием преподавателя П.И. Долгова Вася Корочкин полюбил акварель, и не изменял ей всю жизнь. С младых лет он научился с удивительной легкостью работать в этой тонкой и трудной технике. Между тем он слыл не только одаренным художником, но и способным музыкантом-гитаристом.

Местная интеллигенция поддержала подрастающий талант, по подписному листу, при инициативе преподавателя училища П.П. Чистякова, были собраны деньги для мальчика, чтобы он смог продолжить образование.

В 1896 году в 13-летнем возрасте будущий живописец уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Здесь он избрал себе новое имя — славянского языческого бога Сварога. Позднее один из однокашников вспоминал, что на третьем году обучения, перед очередным экзаменом, Вася Корочкин получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» «Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он и привык к этому прозвищу». В училище Сварог жил впроголодь на «медные деньги», но старательно и получил профессиональную подготовку весьма неплохую. Его наставниками были П.И. Долгов, Н.А. Кошелев, А.Н. Новосокольцев, В.Е. Савинский.

После окончания училища в 1900 году начинающий художник много писал в жанрах пейзажа и портрета, но широкого признания его полотна не снискали. Самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной графикой, в основном сатирической. На этом поприще Сварог добился ощутимого успеха. Сначала он работал как иллюстратор в «Живописном обозрении», а затем во многих крупных петербургских журналах и газетах. Редакторы иллюстрированных изданий признали его дарование и охотно давали ему заказы. Он мастеровито исполнял акварели и рисунки пером, также работал углем, графическим и цветными карандашами, пастелью. Такие известнейшие петербургские печатные органы, как «Нива», «Солнце России», с готовностью предоставляли Сварогу свои страницы. В эпоху революции 1905 г. он принимал активное участие в сатирических журналах «Пулемет», «Зритель», «Волшебный фонарь» и др. 

В 1911 году В.С. Сварогу была даже присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к «Живому трупу» Л.Н. Толстого. Позднее он выполнил иллюстрации к стихотворениям И.С. Никитина (1912) и к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1918).

Решающее значение в получении общественного признания и в развитии реалистических творческих начал сыграло близкое знакомство В.С. Сварога с И.Е. Репиным. В 1915 году подающий надежды художник знакомится с Юрием Репиным, сыном прославленного живописца, и пишет портрет своего нового знакомца, который привел в восхищение Илью Ефимовича: «Какая смелость, какая стихийность манеры, какие богатыри у нас появляются!» Восторженная похвала авторитетного мэтра много значила в художественном мире. Портрет, кстати сказать, хранится и по сей день музее-усадьбе И.Е. Репина в «Пенатах». Сварог тогда же написал сепией весьма удачный портрет самого корифея русской живописи. А тот в свою очередь портрет В.С. Сварога. Это уже намного больше, чем устное ободрение, тем более, что Репин предпочитал не живописать коллег по кисти.

 

Молодой живописец стал своим человеком в репинском имении в Финляндии. Частое гостевание у Ильи Ефимовиче, присутствие на его портретных сеансах оказали, надо полагать, влияние на творческую направленность Сварога, которого даже стали считать репинским учеником.

В 1916 г. по рекомендации И.Е. Репина его приняли в Товарищество передвижников. Начиная с этого года, он постоянно выставлял свои работы на передвижных выставках. Лучшим произведением этого периода является «Портрет матери» (1916), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. Между тем В.С. Сварог являлся экспонентом и других выставок того времени: «Весенней», «Независимых», «Общины», «Акварелистов». Он также состоял членом Общества русских акварелистов.

Одновременно с живописью В.С. Сварог серьезно и небезуспешно занимался музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, он самостоятельно обучился игре на гитаре. В 1907-1908 годах он выступал как гитарист-солист на концертах и гастролировал по России. Ему принадлежит целый ряд музыкальных сочинений, большая часть из которых так и не издана.

 

Жизнь художника из провинции, казалось, стала складываться  вполне удачно. Февральскую революцию В.С. Сварог воспринял с воодушевлением. Он много и плодотворно сотрудничает с «Нивой» (См. его рисунки: В дни революции. Ведут переодетых полицейских, «Не уйдут». Ловля полицейских по чердакам.).

Но грянул Октябрьский переворот, переломивший надвое не только судьбу России, но и очень многие человеческие судьбы. И Сварог не был исключением: в его творчестве начались резкие повороты.

После прихода к власти большевиков он неожиданно примкнул к левому лагерю авангардистов, каковым никогда не был. При этом развил кипучую деятельность. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В 1918 году В.С. Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октября. В это же время он создает портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также двух наиболее одиозных лиц петроградского партийного руководства: М.С. Урицкого, председатель городской ЧК, и В.В. Володарского, комиссар печати, пропаганды и агитации.

Успех у коммунистических властей В.С. Сварогу был обеспечен, тем более, что огромное большинство деятелей искусства отказывалось сотрудничать с Совдепией. Но художник меняет свой курс на 180 градусов. Из кипучего Петрограда, где выплавлялось новое социалистическое искусство, и создавались новые имена, он уезжает в глушь – на родину, в Старую Руссу. И дело здесь не только в болезни матери и голоде по крупным городам во время гражданской войны.

В Старой Руссе художник проживет с 1919 по 1922 год. И будет заниматься культурно-просветительской деятельностью. Он стал инициатором создания самодеятельного хора и оркестрового кружка. Он положил основание местному художественному музею и художественной студии для подростков. Он организовал Народный дом, а при нем вокальный кружок и оперную труппу. Сам он исполнял на сцене труднейшие оперные партии: мельника в «Русалке», Мефистофеля в «Фаусте», Мазепы в одноименной пьесе и другие.

В это время В.С. Сварог отнюдь не оставляет кисти, он продолжает писать картины. Но они далеки от революционной тематики. Его полотна посвящены Старой Руссе и его жителям: «Рогачёвка» «Портрет Васи Ушакова», «Дети», «Портрет Валентины Казариной» и другие.

По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос, что для него главное – живопись, музыка или пение, Василии Семенович отвечал: «Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».

В 1922 году В.С. Сварог в очередной раз круто меняет свою судьбу: он возвращается в Петроград. Надо полагать, его тяготила провинциальная жизнь, даже наполненная творческим созиданием.

Он возобновил работу как иллюстратор и плакатист. Его многочисленные рисунки появляются в «Ленинградской правде», «Красной газете», позднее в самых крупных советских газетах, выходящих в Москве: «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде». Для заработка он стал с 1924 г. преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Ленинграде.

В 1924 году В.С. Сварог вступает ряды Ассоциации художников революционной России (АХРР). Основанная в 1922 году, ассоциация с первых шагов заручилась очень весомой материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии, найдя покровительство в первую очередь у К.Е. Ворошилова. В короткое время ассоциация стала самой многочисленной и мощной организацией среди творческих группировок в стране. Секрет преуспевания АХРР был прост. Члены АХРРа воинственно выступали против каких-либо новаций в изобразительном искусстве, их злейшими врагами являлись авангардисты. Принципом ахровцев стала натурная реалистичность живописи, понятная простому, малообразованному народу. Вместе с тем они полностью поддерживали идеологические установки советско-партийного государства. Потому выбор живописных тем определялся социальным, то есть партийным, заказом: великая социалистическая революция, победоносная Красная Армия, мудрые народные вожди, доблестный труд, счастливый советский быт и прочее. АХРР стал той удобренной почвой, на которой вырос социалистический реализм.

Все эти идеологические установки 20-х годов во многом определили тематический репертуар В.С. Сварога. Его творчество приобрело ярко выраженную политизированную направленность. Сам художник называл свои творения «политическими композициями».

Художник исполнял портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, крупнейших партийных деятелей (Г.К. Орджоникидзе, В.В. Куйбышева, С.М. Кирова, К.Е. Ворошилова и др.), рабочих-ударников, писал историко-революционные полотна, народные торжества и праздничные заседания, создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты, отображал быт и подвиги Красной Армии:

Очень красноречиво говорят сами за себя названия картин, акварелей и рисунков мастера: «Предательство Гапона (9 января 1905 года)», «Черная сотня» (обе – 1929), «Товарищ Ворошилов привез оружие луганским рабочим», «Комбайн за работой», «Гибель "Челюскина"» (все 1931). Он также создает двадцать четыре акварели, объединенные общим заглавием «Красная Армия на маневрах». Художник не раз совершал поездки на крупнейшие новостройки страны. Он живо откликался на актуальную индустриальную тему, написав «Арматурщиков» (1920-е гг), «Волховстрой» (акв. 1924), «Кузнецкстрой»(1931), «Днепрострой» (1932) и другие. Творческую работу Василий Сварог совмещал для заработка с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума.

В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого выполнил 11 больших рисунков. В 1928 г. он успешно экспонировался на выставке к десятилетию РККА

В.С. Сварог был знаком с Сергеем Есениным. У них, по некоторым свидетельствам, были планы совместных выступлений: он собирался аккомпанировать на гитаре есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной смерти поэта. В трагическую ночь 28 декабря 1925 года В.С. Сварог находился в гостинице «Англетер» и сделал в номере С.А. Есенина посмертный карандашный рисунок мертвого поэта (впервые опубликован: «Наше наследие», 1990, № 3). Сторонники версии убийства поэта видят в карандашном наброске подтверждение своей гипотезе. В настоящее время рисунок хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина.

С 1929 года постоянным местожительством В.С. Сварога становится Москва, но каких-либо изменений в творчестве живописца переезд не обозначил.

В 1932 году вышло печально известное постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Многочисленные художественные объединения и группировки, ранее существовавшие в СССР, ликвидировались. Всем деятелям искусства было указано объединиться в единый творческий союз. Фактически свобода творчества запрещалась и устанавливалось принудительное единомыслие. 25 июня 1932 г. организуется Московский областной союз советских художников (МОССХ). В.С. Сварог входит в него, встав под знамена соцреализма. Правда, для В.С. Сварога вхождение в МОССХ мало что меняло: он давно ужу стал ангажированным мастером, работающим на социальный заказ.

Последующие годы он успешно работает над произведениями, выдержанными в свете решений партийных властей. В качестве приоритетного направления в его творчестве становится идеологическая функция искусства как средства массовой пропаганды (См., например, Женщины в колхозах — большая сила. И. Сталин. Плакат. 1935).  

Им создана целая галерея портретов деятелей коммунистической партии и правительства. И, конечно, приоритет отдан великому вождю: «И. В. Сталин и дети» (1937), «Доклад И.В. Сталина на VI съезде РСДРП (большевиков)» (1935), «И. В. Сталин и члены Политбюро на Тушинском аэродроме» (1937), «Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР (1938), «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького» (1939).

Художник создает сервильные портреты деятелей коммунистической партии и правительства: «К.Е. Ворошилов на маневрах» (1932), «Товарищи К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА» (1932), «Портрет В. В. Куйбышева на трибуне» (1935) и другие. Живописал он и деятелей культуры: «Портрет Чайковского» (1940), «Портрет Маяковского» (1940), портреты Ф.В. Гладкова, А.Ф. Пахомова, В. П. Полонского, А. А. Радакова, М. Т. Семеновой (1923-1942).

В.С. Сварог творит также картины революционно-исторического содержания, далекие, надо заметить, от подлинного отображения исторической действительности: «Смольный. 1917 г.» (1935), «Штурм Зимнего дворца» (1937), «Штаб Октября (1934), переработанный вариант – «Штаб Октября» (1939) и другие.

В своих произведениях В.С. Сварог постоянно откликался на современность, воспевая советский строй. Одни картины выполнялись на основе личных наблюдений, другие только по газетным сообщениям: «Герои-летчицы в Кремле перед полетом» (1934), «Гибель „Челюскина"» (1934), «Встреча челюскинцев на Красной площади» (1934), «Первое мая — пионеры» (1937), «Седовцы на Красной площади» (1940) и так далее.

Вместе с тем В.С. Сварог отображал быт и подвиги Красной Армии, народные торжества и праздничные заседания, создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты, отличающиеся широким разнообразием жанров и образов. Он также создает ряд плакатов на идейно значимые темы.

В качестве иллюстратора В.С. Сварог участвует в очень престижном издании «История Гражданской войны в СССР» под редакцией A.M. Горького, К.Е Ворошилова, И.В. Сталина, А.С. Бубнова и др. Первый том вышел в свет в 1935 году, а через два года многие его непосредственные составители были объявлены «врагами народа» и репрессированы. Книга попала в спецхран, а художник не снискал никаких лавров. Правда, для него все могло закончиться намного хуже. Может быть, тогда у власть имущих и возникла некоторая подозрительность к художнику.

В свободное время от основной работы над идеологически выверенными произведениями, В.С. Сварог, писал, что говорится «для себя», подобно многим другим соцреалистам. Он предпочитал лирические бытовые композиции, выразительные пейзажи, натюрморты, камерные портреты. Здесь следует упомянуть: «Мать и сестра» (1926), акварельный портрет испанского гитариста Андреса Сеговии (1927), портрет гитариста Шаумяна (1928), «После шторма» (1930), «Натюрморт с гитарой» (1934), «Разное стекло» (1934), «Больная» (1935), «Пастушок» (1938), «Рождение поэмы» (1937), «Торбан» (1939), «Море, штиль» (1939). И, пожалуй, лучшее свое произведение, созданное еще в 1926 году – «Автопортрет» (1926).

В 1940 г. Политуправление военного министерства объединило профессиональных художников в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Студия была организована на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед новым объединением поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, а также отображения героического боевого пути Красной Армии. Проблематика была близка В.С. Сварогу в течение долгих лет, потому именно его назначили руководителем студии, и он стал с усиленной энергией писать полотна на военно-патриотическую тематику.

С началом Отечественной войны художник уезжает в эвакуацию сначала в Нальчик, потом в Тбилиси. В это же время В.С. Сварог работал над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, картин, связанных с войной. Репродукции с произведений Сварога публиковались во многих газетах и иллюстрированных изданиях. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась совместная с И.Э Грабарем выставка картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике. В 1942 году В. С. Сварог закончил свою последнюю картину: многофигурную историческую композицию «Степан Разин».

В октябре 1942 года В.С. Сварога постиг несчастный случай, после которого он так и не оправился. Возвращаясь из эвакуации в Москву, на самаркандском вокзале он переходил железнодорожные пути с чемоданами, споткнулся и ударился левым виском об рельс. В тяжелом состоянии его доставили в Москву. Постепенно он несколько оправился, но вернуться к живописи уже не смог. 31 декабря 1946 года Василий Семенович Сварог скончался.

Похоронен художник на Новодевичьем кладбище. Над могилой стоит надгробие, которое выполнил ученик покойного — известнейший скульптор Н.В. Томский.

В.С. Сварог был добросовестным исполнителем социально-политического заказа своего времени. Его произведения представляют интерес как типологичные образцы социалистического реализма сталинской эпохи. Его полотна в полной мере соответствовали жесткому идеологическому диктату, установленному в России партией коммунистов. Однако, несмотря на все старания, В.С. Сварогу не удалось достичь лидирующего положения в советском официальном искусстве, как, скажем, Владимиру Серову или Александру Герасимову.

В.С. Сварогу так ни разу и не дали сталинской премии, и на высокие посты в художественной иерархии его также не допускали. Лишь в 1943 г. тяжело больной живописец удостоился ордена Трудового Красного Знамени за многолетнюю творческую работу.

В 1948 г. была проведена его посмертная выставка, состоявшаяся усилиями жены и друзей художника. Здесь было представлено около 300 полотен мастера.

По завещанию свыше 180 рисунков, акварелей, полотен было передано в дар Старой Руссе родственниками В.С. Сварога. Они стали основой городской картинной галереи, открытой в 1974 г. Позднее одна из улиц Старой Руссы названа именем художника.

Произведения Сварога хранятся в ГТГ, ГРМ, Академии художеств, Музее Красной армии, Государственном Историческом музее, Центральном Доме Советской Армии, музеях А.С. Пушкина, М. Горького и во многих других государственных художественных собраниях России и стран ближнего зарубежья.

Рукописное наследие Сварога, а также собрание графики и акварелей собрано в Российском государственном архиве литературы и искусства (фонд № 985, 408 единиц хранения)

 

Пелевин Ю.А.

 

 

 

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
История XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer