Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Сварог, Василий Семенович


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Сварог, Василий Семенович. Автопортрет. 1926. ГТГ

«Автопортрет» написан в смелой экспрессивной манере, несвойственной ориентированной на канон живописи социалистического реализма. Надо полагать, что в этом частном, личном произведении художник стремился реализовать свои лучшие творческие способности.  подробнее

Сварог, Василий Семенович. Доклад И.В. Сталина на VI съезде РСДРП (большевиков). 1935. ГЦМСИР

Картина выполнена в эскизной манере, несколько свободной для строгого позднего соцреализма. Фигуры непропорциональны и разномасштабны в пространственном построении интерьера. Сварог, разумеется, не писал свое творение с натуры. Скорей всего, у него были разрозненные изображения нужных персонажей – большевиков, участников съезда. И художник скомпоновал их, как сумел. Он очень, видимо, спешил, чтобы успеть со своей акварелью к изданию «Истории гражданской войны в СССР», где она и помещена.

Большевистский VI съезд РСДРП происходил полулегально в Петрограде с 26 июля по 3 августа 1917 года. Собравшиеся взяли курс, как известно, на вооруженное восстание.

На съезде присутствовало 267 делегатов. Но под кисть живописца попали самые крупные на тот момент большевики, избранные в ЦК партии: Ф.А. Артём (Сергеев) , Я.А. Берзин , А.С. Бубнов, Н.И. Бухарин, Ф.Э. Дзержинский, В.П. Ногин, А.И. Рыков, Я.М. Свердлов, И.Т. Смилга, Г.Я. Сокольников, П.А. Джапаридзе. Главное место, конечно, отдано товарищу И.В. Сталину, выступающему с отчетным докладом.

Исключение Сварог сделал лишь для своего любимого персонажа – К.Е. Ворошилова, который участником съезда был, а избран никуда не был. Художник поместил его в президиум поближе к И.В. Сталину, рядом с Я.М. Свердловым.

На картине отсутствует В.И. Ленин, на что есть свои причины. Он вместе с Г.Е. Зиновьевым скрывался в Финляндию и приехать в Петроград даже на партийный съезд не рискнул. Отсутствует также главный организатор октябрьского переворота – Л.Д. Троцкий. Он был арестован Временным правительством как раз в съездовские дни, но вскоре его выпустили.   подробнее

Сварог, Василий Семенович. Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР. 1938. РОСИЗО

В иерархии ценностей соцреализма портреты Сталина занимали главенствующее место. Для художника, стремящегося преуспевать в стране Советов, писание образа великого вождя было обязательным. И Сварог по всем каноническим правилам тоталитарного искусства создает сервильное полотно, мало чем не отличающееся от многих других подобных произведений.  подробнее

Сварог, Василий Семенович. И.В. Сталин и члены Политбюро на Тушинском аэродроме. 1937. Центральный музей Вооруженных Сил

Тоталитарная система всегда нуждается в официальных героях, которые ее возвеличивают. В 1930-гг. всеобщими любимцами в средствах массовой пропаганды стали советские летчики – «бесстрашные покорители неба», «сталинские соколы». И, конечно, их слава должна была осенять бессмертное величие Вождя. Он, Великий Сталин, с ними. Он со всем советским народом, и члены Политбюро, впрочем, тоже рядом.  подробнее

Сварог, Василий Семенович. И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького. 1939. ГТГ

Советская тоталитарная культура была переполнена «весельем» и «радостью». Особенно заметно это стало после знаменитой сталинской фразы: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее» (Сталин И.В. Вопросы ленинизма. – М., 1939. С.499.). Все роды и жанры искусства соцреализма начали разом источать бодрость, оптимизм, здоровье и непреходящую жизнерадостность. И конечно, не было большего счастья для советского ребенка, чем увидеть партийных вождей во главе с самим И.В. Сталиным, лучшим другом детей.  подробнее

Сварог, Василий Семенович. К.Е. Ворошилов на маневрах. 1932. Центральный музей Вооруженных Сил

К.Е. Ворошилов был излюбленным персонажем военно-патриотических полотен Сварога.

См. статью.  подробнее

Сварог, Василий Семенович. Смольный. 1917 г. 1935. Музей А.М. Горького

На картине бурный порыв народных масс к Петроградскому комитету большевиков, к штабу социалистической революции. Уже здесь намечена одна из главных пропагандистских тем соцреализма: народ готов выполнить любое решение партии.  подробнее

Сварог, Василий Семенович. Товарищи К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА. 1932. Центральный музей Вооруженных Сил

В 1930-х годах в массовых средствах информации началось непомерное прославление крупных партийно-государственных и общественных деятелей страны Советов. Они внедрялись в сознание простых людей как общенародные кумиры и любимцы. Особенное внимание уделялось Климу Ворошилову, которого воспевали «первым красным командиром», и Максиму Горькому, которого провозгласили создателем «соцреализма, самого передового в мире метода художественного творчества».

Художник Сварог, используя этот самый метод, внес свою лепту в развернувшуюся идейно-пропагандистскую компанию.   подробнее

Сварог, Василий Семенович. Штаб Октября. 1934. РОСИЗО

Художники соцреализма в своих живописных творениях неуклонно следовали за советскими историками-мифотворцами.

На картине Сварога изображены члены так называемого Военно-революционного центра при ЦК РСДРП(б): И.С. Сталин, А.С. Бубнов, Ф.Э. Дзержинский, Я.М. Свердлов и М.С. Урицкий. Их и нужно было воочию представить как подлинный штаб Октября. На самом деле переворот был организован внепартийным Военно-революционным комитетом при Петроградском совете под председательством Л.Б. Троцкого. Он и был фактическим руководителем свержения Временного правительства.

Сварог, не мудрствуя лукаво, пишет И.В. Сталина, главную композиционную фигуру, в канонической позе. Левая рука с трубкой согнута, а правя вытянута вперед. Это же решение он повторит с некоторой вариацией через год в «Докладе И.В. Сталина на VI съезде РСДРП (большевиков)».

Через пять лет художник создаст одноименную картину в свете новой политической конъектуры: на ней уже не будет репрессированного А.С. Бубнова .   подробнее

Сварог, Василий Семенович. Штаб Октября. 1939. Кемеровский областной музей изобразительных искусств

Публикуемая картина из Кемеровского музея – переработанный вариант одноименной картины 1934 года , посвященной Военно-революционному центру при ЦК РСДРП(б), со значительными изменениями. На ней отсутствует член революционного центра А.С. Бубнов . Он был арестован в 1937 году и в августе 1938 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу. Между тем, пафос картины от этой утраты не изменился: центральное место по-прежнему занимает И.В. Сталин. Именно он отдает важные письменные распоряжения солдату, матросу и рабочему, воплощающих на полотне народ, восставший под руководством большевицкой партии и его подлинного вдохновителя.

Однако художник пишет образ «великого вождя» как-то без души, без вдохновения, по обязанности. Правда, его никто собственно не обязывал, мог бы не писать. Но партийное начальство, хоть и мало разбиралось в тонкостях изобразительного искусства, не могло не чувствовать некой отстраненности автора картины. В.С. Сварогу так ни разу и не дали сталинской премии и на высокие посты в художественной иерархии его также не допускали.   подробнее


    [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer