Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н » Никонов, Павел Федорович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Никонов, Павел Федорович
Никонов, Павел Федорович (род. 1930) — известный в советское время живописец. Один из ведущих представителей «сурового стиля».
 
Эпоха, стиль, направление «суровый стиль»
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000; Дехтярь А.А. Павел Никонов. – Л., 1981; Морозов А. И. Художник и мир личности: Творческие проблемы современной советской портретной живописи. – М.: Сов. художник, 1981; П.Ф. Никонов. Живопись. Графика. Католог выставки. – М., 1990; Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003; Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.



Павел Федорович Никонов в 1956 году окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Он учился у В. Г. Цыплакова, П. П. Соколова-Скаля, Н. Х. Максимова и П. Д. Покаржевского.

Начало творческой карьеры Никонова складывалось успешно. Его дипломная работа «Октябрь» (1956) была удостоена отдельной статьи в журнале «Творчество», которую написал классик соцреализма П. П. Соколов-Скаля. «Октябрь» стал украшением Научно-исследовательского музея Академии художеств в Ленинграде. Кроме того, одна из первых самостоятельных работ художника была приобретена А. А. Дейнекой, чьи произведения, показанные на персональной выставке в 1957 году, способствовали формированию индивидуальной манеры молодого мастера.

Воспитанный в силу объективных причин в духе почитания В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. И. Левитана, К. А. Коровина и М. В. Нестерова, Никонов вскоре остро осознал необходимость расширения профессионального кругозора. «Ничего другого, — вспоминал он, — впрочем, мы долго не могли увидеть. Музей новозападного искусства был закрыт. В ГМИИ им. А. С. Пушкина расположилась экспозиция подарков Сталину. На книги об импрессионистах, о Сезанне, Пикассо и Браке наложено табу».

Первую возможность получить представление об иной художественной жизни представил проводившийся в 1957 году в Москве VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого прошла Международная выставка молодых художников. Стремительному процессу самообразования Никонова способствовала и поездка в Прагу, где в доме сестры, жены Д. Бурлюка, он познакомился с эмигрантской литературой, впервые узнал о М. З. Шагале, Б. Д. Григорьеве. В это время Никонов написал картину «Наши будни» (1960), которая вошла в число лучших работ лидеров «сурового стиля» наряду с «Плотогонами» Н. И. Андронова, «Ремонтниками» Т. Т. Салахова, «Строители Братска» В. Е. Попкова, «Полярниками» А. А. и П. А. Смолиных. Картине Никонова была присуща вдохновленная процессом освобождения страны от оков сталинского прошлого новая суровая романтика восприятия современной реальности.

1962 год был отмечен созданием картины «Геологи» (ГТГ) , которая круто изменила судьбу мастера. Показанная впервые в Манеже на выставке, посвященной 30-летию МОСХа, она вызвала шквал уничижительной критики официального толка, которую не устроили ни сюжет, ни тема, ни манера изображения. Такая реакция вполне объяснима, ибо картина выглядела «белой вороной» даже в системе «сурового стиля», являясь как бы антиподом «Наших будней» и по трагичности эмоционального строя, и по изможденному, лишенному героического начала облику персонажей. В ней господствовало настроение крайней безысходности, налицо было отсутствие оптимистичной перспективы. Между тем толчком к написанию картины послужила не творческая фантазия художника, а эпизод из реальной жизни — встреча во время поездки в составе геологической экспедиции в район Восточных Саян с группой заблудившихся туристов, «голодных, изможденных и оборванных», которым геологи ничем не могли помочь, так как у них самих ситуация была критичной – начался массовый падеж оленей. Картина «Геологи» определила вторую — трагическую линию развития искусства Никонова.

Несмотря на отдельные попытки мастера вернуться к работам жизнеутверждающего, исторического масштаба («Штаб Октября» – 1966. ГРМ), иная, отнюдь не радостная сторона современной действительности становится главной его темой. Его произведения полны необычных явлений («Пастухи и космос», 1984), неприглядных сцен («Двое в тайге», «Разделка туши» из цикла «Таежный», 1982; «Похороны в Алексине», 1985; «Пожар в деревне», 1991, ГТГ; «Драка», 1996), почти абсурдных, непонятных с точки зрения здравого смысла событий («Мальчик с апельсином, 1985; «Пугало», 1986; «Путники», 1987, Кемеровский музей изобразительных искусств); «Гроза», 1986; «Возвращение», 1987; «Калязин», 1989; «Похороны», 1994, ГТГ).

Соответственно изменилась и живописная манера Никонова: четкая цветовая и графическая выстроенность его прежних работ уступила место более спонтанному и «непредсказуемому» художественному языку («Неубранный стол», 1975), вызывающему ассоциации с опытом немецкого экспрессионизма («Голое дерево», 1977, частное собрание) и с неопримитивистическими картинами раннего М. Ф. Ларионова («Гроза», 1998).

С 1972 года Никонов большую часть года работает в Алексине, где свойственное ему мужественное правдоискательство обращает его к сюжетам, свидетельствующим о последних усилиях жителей вымирающих деревень сохранить завещанный отцами уклад бытия, связанный с почитавшимися веками устоями и обычаями («Северная деревня», 1969, ГРМ).

Картины Никонова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, музеях и частных собраниях других городов России, в Национальной галерее Софии (Болгария).


Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003. C.564—566.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть) XX в. (четвертая четверть) XXI в. (первая четверть)
Литература XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть) XX в. (четвертая четверть) XXI в. (первая четверть)
Музыка XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть) XX в. (четвертая четверть) XXI в. (первая четверть)
История XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть) XX в. (четвертая четверть) XXI в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer