Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н » Никонов, Павел Федорович


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Никонов, Павел Федорович. Геологи. 1962. ГТГ

В начале 1960-х гг. картина Павла Никонова «Геологи» стала живописным манифестом целого поколения российских художников. Никонов положил начало вместе с Н. Андроновым, Т. Салаховым, В. Попковым, братьями Смолиными «суровому стилю» (название ввел в обиход А.А. Каменский.).

«Геологи» появились в 1962 году на знаменитой выставке, посвященной 30-летию МОСХ. Экспозицию посетил Н.С. Хрущев, подвергший критике многие работы молодых художников. В печати началась идеологическая кампания за чистоту советского искусства. Картина П.Ф. Никонова оказалась на острие дискуссий и не выставлялась до 1982 года.

См. статью.

  подробнее

Никонов, Павел Федорович. Геологи. 1962. ГТГ. Фрагмент

В картине «Геологи» очевиден явный отход от натурной достоверности соцреализма. На полотне явный отказ от повествовательности и прямолинейной трактовки сюжета. Усилия художника направлены на поиск новых эмоционально-выразительных средств. Пространство композиции решено плоскостно, фигуры трактованы силуэтно, цвет монохромен. Идейный замысел картины выходит за рамки изображенного и приобретает символический смысл.

Картина была воспринята как произведение, оппозиционное по отношению к канонам официальной советской живописи.

См. статью.

  подробнее

Никонов, Павел Федорович. Голое дерево. 1977. Частное собрание

Бытописательские сюжеты и пейзажи Павла Никонова, как правило, не порожденные творческой фантазией художника. Его образы - реальные картины жизни, наполненные эмоциональностью и обобщенным содержанием.  подробнее

Никонов, Павел Федорович. Наши будни. 1960. Государственный музей искусств им. Кастеева

Появление в 1960 году этой картины Павла Никонова вызвало скандал в высших художественных кругах. Говорили, что ее нельзя выставлять, так как советские люди не могут быть настолько суровыми: у них такие грубые, обветренные и некрасивые лица. Картину ругали все, кому положено, а заодно и все, кому не лень. Однако Любовь Плахотная, директор казахского музея искусств, немедленно купила ее. Через десять лет, по словам работников музея, Москва весьма настойчиво просила вернуть картину.

См. статью.

  подробнее

Никонов, Павел Федорович. Наши будни. 1960. Государственный музей искусств им. Кастеева. Фрагмент

Выражение сути людей, живущих суровой и трудной жизнью, связывалось у П.Ф. Никонова с определенным самоограничением в изобразительных средствах. Это проявлялось прежде всего в сознательном отказе от яркой многоцветной палитры, от любовного красочного выписывания натуры. В этом, конечно, сказалась оппозиция к живописным клише соцреализма.

См. статью.  подробнее

Никонов, Павел Федорович. Неубранный стол. 1975. Союз художников РФ

Для художника на протяжении всего его творчества было важно непосредственное «натурное» наблюдение, которое он претворял в колористическую метафору.  подробнее

Никонов, Павел Федорович. Путники. 1987. Кемеровский музей изобразительных искусств

Со времен «сурового стиля» живописная манера П.Ф. Никонова претерпела значительные изменения. Его поздние картины носят ассоциативно-метафорический характер.

Пространство и время, в которые помещен человек, намеренно неопределенны, и это придает сюжету притчевый окрас. Не признавая формальных смысловых рамок, художник создает динамичное пространство длящегося «пути», в котором человек — вечный странник.

Произведение принадлежит к «деревенскому» циклу и отличается острым драматическим пафосом, что выдает активность социальной позиции «шестидесятника». П.Ф. Никонов сохранил стремление к правде, к показу жизни с «открытой и исповедальной откровенностью».  подробнее

Никонов, Павел Федорович. Северная деревня. 1969. ГРМ

Павел Никонов вместе с Виктором Попковым обратились в своем творчестве к трагическому положению русской деревни в эпоху ее колхозного существования. Но их ви́дение крестьянских бедствий не выражалось в каких-либо конкретных социально-политических или временных атрибутах.

В 60-е годы в недрах советского искусства складывается чрезвычайно важный художественный феномен — «отстраненное» время. На полотнах изображается неопределенный момент времени, который не имеет четкого облика, но наполнен эмоциональным содержанием, особыми приемами оттеняющим живописные образы. К какой эпохе относится сюжет полотна? К домонгольской Руси? К семнадцатому столетию? К эпохе отмены крепостного права? К сталинской коллективизации или хрущевской оттепели?

Драматургия картины не соотносится с какой-то конкретной ситуацией: она обобщает время до извечно происходящего, до неизбывно существующего, соединяя воедино бытие и быт, требуя от человека стоического долготерпения.  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer