Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Трубецкой, Павел Петрович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Трубецкой, Павел Петрович
Трубецкой, Павел (Паоло) Петрович (1866—1938) — князь, скульптор. Один из основоположников импрессионизма в русской скульптуре.
 
Эпоха, стиль, направление реализм
Библиография Аленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже ХIХ-ХХ вв. – М., 1970; Турчин В. С. Паоло Трубецкой // Советская скульптура-76. – М., 1978; Шмидт И. М. Трубецкой. - М., 1964.
Источники http://www.russianmuseum.spb.ru/pinacoteka/workfull.php?ElementID=258



Князь Павел Петрович Трубецкой, проведший в России в общей сложности всего около десяти лет, прочно вошел в историю русского искусства как скульптор-импрессионист, автор ряда камерных портретов, жанровых статуэток и конного памятника императору Александру III.

Сын русского князя и американки с восьмилетнего возраста начал лепить под наблюдением итальянского художника Д. Ранцони. Юношей он занимался в студиях скульпторов Дж. Гранди, Д. Баркальи и Э. Баццаро, но систематического художественного образования так и не получил. Когда в 1897 году Трубецкой приехал в Россию, он уже был известен как автор нескольких скульптурных портретов, анималистических статуэток, памятника сенатору К. Кадорна в Палланце и как участник выставок в Италии, Франции и США. В 1898—1906 годах он преподавал скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Молодые ваятели — А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев и другие — получили у него уроки мастерства, иные, как, например, В. Н. Домогацкий, испытали его влияние.

За этот период Трубецкой успел создать большое количество произведений, среди которых лучшие в его творчестве: портреты И. И. Левитана, Л. Н. Толстого, М. К. Тенишевой (все — 1899), Ф. И. Шаляпина (1899—1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906); статуэтки из бронзы либо тонированного гипса: «Московский извозчик» (1898), «Л. Н. Толстой на лошади» (1900), «Мать и сын», «Девочка с собакой (Друзья)» (обе — 1901) и другие.

Остро и точно схватывая движение, жест, характер модели, скульптор умел добиться жизненной непосредственности образа. Талантливый портретист и одновременно наблюдательный анималист, Трубецкой часто объединял эти два жанра в одном произведении, создавая особый тип лирически-задушевной скульптурной группы. Такие группы отличаются выразительностью пластической композиции, экспрессивностью и одновременно мягкостью лепки, живой игрой светотени и фактурностью поверхности («Анжелика Трубецкая с собакой», 1911; «О. Н. Якунчикова на лошади», 1914, и др.). В 1899—1906 годах (с перерывами) скульптор работал в Петербурге над конным памятником Александру III, который был установлен на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) и открыт, уже в отсутствие автора, в 1909 году. В конце 1930-х годов памятник был снят и более полувека простоял в одном из внутренних дворов Государственного Русского музея; теперь он установлен на площадке перед входом в Мраморный дворец.

Памятник этот является незаурядным и в определенном смысле даже уникальным явлением в мировой монументальной пластике: здесь скульптор пользуется критической заостренностью образа и приемом изобразительного гротеска. В выразительной группе — неповоротливого, упрямого, словно пятящегося назад коня и грузного, будто давящего собой не только коня, но и все окружающее пространство всадника — оказалась запечатленной целая эпоха российской истории, и в этом смысле памятник представляет собой историческое художественное произведение.

Памятник Александру III вызвал в 1909 году большой резонанс в прессе и шумные споры в обществе: одних он ужасал, шокировал, других приводил в восторг.

В 1910 году Трубецкой был избран почетным членом Товарищества передвижных художественных выставок; помимо этого, он являлся членом Миланской академии художеств и постоянным участником парижского Осеннего Салона.

В 1906—1938 годах Трубецкой жил в Париже, США, снова в Париже и в Италии. Там он создал ряд станковых портретов: С. А. Муромцева, О. Родена, А. Франса, Б. Шоу. По его проектам установлены памятники Данте в Сан-Франциско, генералу Отису в Лос-Анджелесе, композитору Дж. Пуччини в Торредель-Лаго, в Италии. Работы Трубецкого находятся в крупнейших музеях России, Европы и США.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer