Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » П » Пластов, Аркадий Александрович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Пластов, Аркадий Александрович

Пластов, Аркадий Александрович (1893—1972) — советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912—1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914—1917) у С.М. Волнухина. Жил по большей части в родном селе Прислонихе.

 
Эпоха, стиль, направление реализм, социалистический реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000; Лебедев П. И. Русская советская живопись: Крат. история. — М. : Сов. художник, 1963; Никифоров Б.М. А.А. Пластов. Альбом. – М., 1972; Пластов Н.А., Сысоев В.П. А.А. Пластов. Альбом. – Л., 1979; Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003; Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
Источники Составитель - Пелевин Ю.А.; http://kleiner.inventech.ru/lib/handrit/handrit0012.shtml; Изобр. - www.rubricon.com.



Аркадий Александрович Пластов родился, прожил большую часть жизни и умер в своей родной деревне Прислонихе Симбирской губернии (сегодня деревня относится к Карсунскому району Ульяновской области, Приволжский федеральный округ).

В 1912—1914 годах Пластов учился в Строгановском училище в Москве у Ф. Ф. Федоровского. В 1914—1917 годах — занимался на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина.

Пластов жил и работал преимущественно в родной деревне Прислониха, с которой связано все его творчество. В 1931 году во время пожара сгорел дом художника, а в нем все произведения, созданные к этому времени.

Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме. В его живописи нашли продолжение традиции П. П. Кончаловского и С. В. Герасимова. Одна из особенностей искусства Пластова — умение сохранить в картине непосредственное впечатление от натуры. «Есть правда этюдная, и есть правда этюда в картине», — считал художник. «Правда этюда в картине» выражалась, прежде всего, в умении мастера сохранить в законченном произведении живое, по-человечески теплое, личностное отношение к тому, что он писал.

Художник отказался от повествовательного сюжета, свойственного советской картине 1930—1950-х годов. Критики определяли произведения Пластова как «бессобытийный» жанр, за что его иногда упрекали.


Ю. А. Пелевин


* * *


Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскусности и простоте. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова на третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни. Все эти заготовки погибли в 1931 году во время пожара, но несчастье не сломило художника, он нашел в себе силы по-настоящему засесть за картину. В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины «Колхозный праздник» (1938), «Стадо» (1938), «Купание коней» (1938) принесли ему известность. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно «Фашист пролетел» (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотен советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.

В 1945 году Пластов написал картину «Сенокос», которая прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны.

Последующие произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни советской деревни. В картине «На колхозном току» (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится здесь еще более яркой. Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне «Ужин трактористов» (1951). Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

Среди работ Пластова также выделяется и картина «Весна» (1951). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. В дальнейшем Пластов создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относятся, например, «Лето» (1958) и «Полдень» (1961). Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек «Девушка с велосипедом» (1955—1956), «Девушка с граблями» (1957), «Ванюшка Репин» (1958) и др. Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они очень близки по мировосприятию его картинам.


М. А. Островский


* * *


См. выступление А. А. Пластова в период «хрущеской оттепели» в Ленинградском отделении Союза художников СССР, где он подверг резкой и справедливой критике положение дел в художественной жизни страны.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
История XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer