Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Кьявери, Гаэтано » СТАТЬИ


Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Арх. Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов. 1718—1734

Санкт-Петербург, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Анциферов Н. Душа Петербурга. – Л.: Лира, 1990; Виппер Б. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978; Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв. – СПб.: Лениздат, 1994; Итс Р.Ф. Кунсткамера. – Л., 1989; Калязина Н., Комелова Г. Русское искусство петровской эпохи. – Л.: Худ. РСФСР, 1990; Ленинград: Путеводитель // Сост. В.А. Витязева, Б.М. Кириков. – Л. 1986; Липман А. Петровская Кунсткамера. – М.; Л., 1945; Луппов С. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII в. – М.; Л.: АН СССР, 1957; Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. – М. 1992; Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. – М.;Л: АН СССР, 1953.


С именем Георга Иоганна Маттарнови связан выдающимся памятник петровской архитектуры — здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Георг Иоганн, или Егор Иванович (по другим источникам — Иван Степанович) Маттарнови — архитектор, представитель немецкого барокко, много строивший в Дрездене. С 1714 года и до конца своей жизни он работал в Петербурге

Проект Кунсткамеры, бесспорно, разработал Маттарнови, хотя очень вероятно, что он использовал какие-то чертежи А. Шлютера. Здание представляет собой типично шлютеровскую монументальную композицию из двух симметричных корпусов — первоначально они были украшены фронтонами с волютами. В центре из стен, по-барочному изогнутых, вырастала ступенчатая башня. Она служила обсерваторией и была увенчана глобусом. Силуэт башни, наряду с Петропавловским собором, служил главной доминантой Петербурга петровского времени. Кунсткамера и сейчас является одним из главных компонентов невского пейзажа.

Заложенное в 1718 году и завершенное в 1734-м, здание Кунсткамеры имеет сложную историю. Его строительство осуществлялось архитекторами Н. Гербелем, Г. Кьявери и М. Г. Земцовым, несколько изменившими первоначальный проект Маттарнови.

После смерти Маттарнови в 1719 году строительство Кунсткамеры возглавил швейцарский архитектор Николаус-Фридрих Гербель (? — 1724), работавший в России с 1717 года, а после его кончины — итальянец Гаэтано Кьявери, или Киавери (1689—1770). Ему принадлежит в основном внутренняя отделка здания. В 1728 году Кунсткамера была торжественно открыта. Однако работы в здании на этом отнюдь не закончились — их продолжал Земцов.

Нарядность постройке придают двуцветная окраска, рустованные лопатки, ниши под окнами. Раньше в центре находился главный вход с высоким крыльцом и колоннами, поддерживавшими балкон второго этажа. Входные лестницы с крыльцами находились и на торцевых фасадах. Здание было украшено скульптурами, вазами и балюстрадами.

В 1747 году здание Кунсткамеры пострадало от сильного пожара и было восстановлено в 1754—1758 годах архитектором С. И. Чевакинским, упростившим его первоначальный облик. Чевакинского, таким образом, тоже с полным основанием можно причислить к соавторам Кунсткамеры. Сгоревшая вышка башни не была восстановлена (ее заново построили только в 1947—1948 годах). В последующие времена Кунсткамера претерпела дальнейшие изменения и дополнения.

При открытии Кунсткамеры сюда из палат Кикина был переведен первый российский естественнонаучный музей, начало которому положил Петр I. Государь собирал различные редкости и курьезные предметы. В коллекцию входили буддистские идолы, редкие минералы, чучела диковинных заморских животных, заспиртованные аномалии из собрания знаменитого голландского анатома Фредерика Руиша, приобретенного Петром, а также «монстры» и «уроды» — заспиртованные свидетельства патологических отклонений у людей и животных. Вход в музей был свободным, но люди, воспитанные в средневековых традициях, ходили в него с большой неохотой, потому каждого редкого посетителя угощали чаркой водки и закуской. Здесь также долгое время размещались Петербургская Академия наук и первая национальная Публичная библиотека.


Пелевин Ю. А.

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer