Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мурильо Бартоломе Эстебан » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Мурильо Бартоломе Эстебан (1618—1682)
Испанский живописец эпохи барокко, чье творчество завершило «золотой век» испанской живописи. Учился и работал в Севилье. Один из основателей и первый президент севильской академии художеств. Один из величайших живописцев религиозной тематики. Помимо бесчисленных заказов, исходивших от различных монастырей, орденов и храмов, Мурильо создал огромное количество «мадонн», «святых семейств», а также жанровых сцен на библейские мотивы, с проникновенным лиризмом передающих национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченных чертами идеализации и сентиментальности.. В поздний период творчества исполнил целый ряд трогательных композиций, долженствующих вызывать у верующих умиление и благочестивый восторг. Это не канонические сюжеты, а повседневные сценки из жизни маленького Иисуса и святых, которые художнику подсказало его воображение. Большое место в творчестве Мурильо занимают жанровые сцены, в которых проявилась острая наблюдательность художника, как например, в серии картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей.
 
Эпоха, стиль, направление барокко
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Левина И. М. Картины Мурильо в Эрмитаже. — Л., 1969; Иовлева Т., Кустовская Ю., Скачко И. Сто знаменитых художников XIV—XVIII вв. — Харьков: Фолио, 2002.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1618 г. в семье севильского цирюльника. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался в семье своей тетки, которая и отдала его в обучение к Хуану де Кастильо, испанскому художнику, писавшему в духе испанских романистов XVI в.
         В 1640 г. Мурильо отправляется на пять лет в Мадрид. Здесь молодой художник познакомился с Диего Веласкесом, благодаря которому получил возможность копировать полотна Тициана, Рубенса и Ван Дейка в богатейших королевских собраниях живописи.
         В ранних произведениях Мурильо, отмеченных сильным влиянием караваджизма, религиозные сцены представлены как события из народной жизни. В 1645 г. художник получает свой первый крупный заказ — цикл из 11 картин для францисканского монастыря. В настоящее время полотна разделены между разными собраниями: «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Сан-Диего д'Алкала» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид), «Смерть св. Клары» (Картинная галерея, Дрезден). Для этого цикла характерна некоторая неловкость композиции, трактовка освещения в духе тенебризма (т.е. построенного на резких контрастах света и тени). Трактовка сюжетов опирается на почти средневековую религиозную концепцию, где объективная реальность совершенно естественно и даже наивно соединяется с чудом.
         С 1650-х гг. живописная манера Мурильо меняется, становится более мягкой и легкой. Художник насыщает свои работы золотистой светотенью, его произведения становятся более живописными (особенно пейзажные фоны). Мурильо создает целую серию «мадонн» («Мадонна с Младенцем», ок. 1670, картинная галерея, Дрезден, «Мадонна с четками», «Мадонна с музицирующими ангелами») и «святых семейств» («Святое семейство с птицей», «Святое семейство с Иоанном Крестителем», 1655—60, музей изобразительных искусств, Будапешт), с проникновенным лиризмом передающих национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченных чертами идеализации и сентиментальности. Из картины в картину переходит изображение Марии в виде прелестной юной андалузки с безупречными чертами лица и томным взором, устремленным в небеса. Тем же духом пронизаны и сюжетные композиции художника («Поклонение пастухов», «Бегство в Египет», «Поклонение волхвов»). Эти произведения, по праву принадлежащие к шедеврам барокко, принесли художнику огромную популярность, ибо изящество, порой доходящее до сентиментального жеманства, отвечало конформистской набожности того времени.
         Помимо «свободного творчества», Мурильо выполняет многочисленные заказы монастырей, орденов и храмов. В 1665—66 гг. для церкви Санта-Мария ла Бланка в Севилье художник исполняет декоративный ансамбль («Сон патриция Иоанна», «Толкование сна патриция Иоанна папой Либерием», Прадо, Мадрид), ставший одним из величайших шедевров мастера и по тонкости и уверенности мазка, и по красоте теплого золотистого колорита, нюансированного серым и серебристым тонами в изображении пейзажных фонов. В 1665 г. Мурильо принимается за серию крупных фигур святых, заказанную монастырем капуцинов Севильи (Провинциальный музей изящных искусств, Севилья). В 1650-е—70-е гг., выполняя различные заказы, художник создает целую серию «непорочных зачатий» («Непорочное зачатие»). В 1671—74 гг. Мурильо исполняет цикл картин для капеллы госпиталя Ла Каритад в Севилье («Моисей, источающий воду из скалы», «Насыщение пяти тысяч», «Возвращение блудного сына»); эти произведения особенно характерны для зрелого творчества художника. В 1681 г. Мурильо начинает работу над декорацией монастыря капуцинов Кадиса, которая из-за смерти художника так и осталась незавершенной.
         Мурильо был одним из величайших живописцев религиозной тематики, особенно в поздний период творчества, когда он создал целый ряд трогательных композиций, долженствующих вызывать у верующих умиление и благочестивый восторг. Это не канонические сюжеты, а повседневные сценки из жизни маленького Иисуса и святых, которые художнику подсказало его воображение. Герои этих сценок предстают перед нами как самые обыкновенные, простые люди — погруженные в повседневные занятия или проявляющие обычные, всем понятные человеческие чувства («Христос Добрый Пастырь», «Младенец Христос и Иоанн Креститель с раковиной», «Младенец Христос, раздающий хлеб пилигримам»).
         Большое место в творчестве Мурильо занимают жанровые сцены. Художник создал целую серию картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей. Главные герои этих произведений — симпатичные дети в лохмотьях, которые с аппетитом уплетают фрукты («Мальчики с дыней и виноградом»), забавляются с животными («Мальчик с собакой»), торгуют на улице («Продавщица фруктов»), играют в игры («Игра в кости»). В отличие от многих работ Мурильо на религиозные темы его лучшие жанровые картины абсолютно не сентиментальны, в них видна острая наблюдательность художника. И вместе с тем эти картины проникнуты острым лиризмом и добротой. Действие большинства из них происходит в трущобах, но их пространство как бы залито светом. Многие полотна украшены мастерски написанными натюрмортами; живописная красота фруктов и цветов усиливает ощущение радости и полноты жизни.
         После смерти Мурильо испанская школа живописи практически перестала существовать. Общий уровень мастерства резко упал, художники работали под влиянием итальянских, французских и немецких живописцев. В Испании время от времени появлялись выдающиеся мастера, но об испанской школе как о явлении в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию.

Изображения

Мировая художественная культура XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Литература XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Музыка XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
История XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer