Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Караваджо Микеланджело » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Караваджо Микеланджело (1573—1610)
Итальянский живописец эпохи барокко. Создал оригинальную живописную систему, впоследствии получившую название «караваджизма». В картинах Караваджо много мотивов и героев из окружающей жизни. Он писал их ярко, с убедительной силой и реализмом. Зачастую его персонажи — люди из низов, имеющие грубоватый, простонародный внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Даже в религиозные композиции он вносил элементы плебейской, грубоватой силы, доводя ее нередко до натурализма. Караваджо увлеченно следует натуре, его святые не парят в небесных высях, а твердо стоят на грешной земле. Такая интерпретация библейских сюжетов часто вызывала неоднозначную реакцию современников и негодование церкви. Подчеркнутая простонародность типажей, утверждение собственных дерзких идеалов поставили Караваджо в оппозицию к современному ему искусству. Караваджо внес вклад в создание новых жанров в живописи — натюрморта и бытового жанра. Оказал значительное влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев.
 
Эпоха, стиль, направление барокко
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография 3намеровская Т. Микеланджело да Караваджо. — М., 1955; Всеволожская С. Микеланджело да Караваджо. — М., 1960; Рачеева Е. П. Великие итальянские художники. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.



        Микеланджело да Караваджо (собственно Меризи да Караваджо) родился в 1573 г. близ Милана в селении Караваджо, откуда и пошло его имя. В 1584—88 гг. учился в Милане у С. Петерцано. Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1606 г. Здесь будущий художник поначалу бедствовал, работал по найму, вел беспорядочную жизнь, что позволило ему хорошо узнать быт и нравы городских низов (позже он неоднократно обращался к этим сюжетам). Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял его помощником в свою мастерскую, где Караваджо выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.
         Необузданный темперамент ввергал Караваджо в сложные и подчас даже опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Художник отличался бурным темпераментом и поистине авантюрным складом характера. Однако брутальность и «вульгарность» Караваджо отталкивала далеко не всех. Находились ценители этого дерзкого и независимого гения и среди богатых римских меценатов. У художника появился могущественный покровитель — кардинал Франческо Мария дель Монте. Искусство мастера постепенно признавали и другие власть имущие. Его приглашали знатные итальянские семьи Массимо, Барберини, могущественные маркиз Джустиниани, кардинал Шипионе Боргезе.
         Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598 гг.), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи XVI в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх»), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Мальчик с корзиной фруктов»). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, Караваджо воплощает в античном сюжете народное начало («Вакх»), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами») и бытового жанра («Шулера», «Гадалка»). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»).
         К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система Караваджо. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист»).
         Зрелые произведения Караваджо (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Для них характерны мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная лепка объемов и звучный, насыщенный колорит.
         На рубеже XVI—XVII вв. Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597—1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (обе — 1599—1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».
         Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В 1602—04 гг. художник пишет «Положение во гроб» для церкви Санта-Мария делла Валичелла в Риме. В 1603—06 гг. создает композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино там же. Замечательна композиция «Смерть Марии» (1606), написанная для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала и отвергнутая заказчиком. Здесь Караваджо дал свое истолкование традиционного сюжета «Успения Богородицы», которое, согласно церковной традиции, должно было нести в себе радость, ибо, закончив свою земную жизнь, Дева Мария соединилась на небесах с Иисусом Христом. Караваджо, напротив, представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а вид самой Богоматери навевает мысли не о блаженном вознесении на небеса, а о полной страданий жизни и тяжелой, мучительной смерти.
         Спокойная жизнь преуспевающего художника не могла удовлетворить мятежного Караваджо, в 1606 г. его дерзкий характер в очередной раз проявил себя. Караваджо убил на дуэли некоего Раннуччо Томассони из Тернии и скрылся от преследования в Неаполе. Здесь он создал несколько своих шедевров, а затем, спасаясь от преследования, перебрался на Мальту. Но и там, написав несколько прекрасных картин, он ввязался в очередную скандальную историю и попал в тюрьму. Вскоре ему удалось бежать и в последующие несколько лет Караваджо скитался по разным городам южной Италии. В поздних работах художника, созданных в годы скитаний (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия») сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», «Бичевание Христа»).
         В 1609 г. Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Наконец в 1610 г., получив прощение от кардинала Гонзага, Караваджо сел на корабль, но так и не добрался до места назначения. Великий художник умер от лихорадки в Порт-Эрколе.

Изображения

Мировая художественная культура XVI в. (четвертая четверть) XVII в. (первая четверть)
Литература XVI в. (четвертая четверть) XVII в. (первая четверть)
Музыка XVI в. (четвертая четверть) XVII в. (первая четверть)
История XVI в. (четвертая четверть) XVII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer