Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Блейк Уильям » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Блейк Уильям (1757—1827)
Английский поэт, художник, иллюстратор. Личность сложная и неоднозначная, Блейк был для своего времени знаковой фигурой, воплощением духа романтизма. Систематического образования не имел, однако посещал вольнослушателем академию художеств. Предвещая искусство конца XIX—XX вв., свою главную задачу художник видел в раскрепощении воображения. В истории искусства областью его пристального внимания было Средневековье, из которого он заимствует многие принципы и иконографические мотивы. В то же время Блейк обращался и к наследию античности. У Блейка мир поэзии и изобразительного искусства взаимопроникают друг в друга, так что их невозможно разделить. В его графике нельзя точно определить, где заканчивается текст и начинается иллюстрация. Более того, нельзя с уверенностью сказать, что изображение иллюстрирует текст, а не наоборот, это их абсолютный синтез. Универсальный мастер, Блейк сам гравировал и раскрашивал иллюстрации к собственным сочинениям, изданием которых занимался собственноручно.
 
Эпоха, стиль, направление романтизм
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография История английской литературы / т. 1. — М., 1945; Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. — М., 1960; Некрасова Е. А. Творчество У. Блейка. — М., 1962; Апель К.О. Великие английские художники.— М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Поэт и художник Уильям Блейк стоит особняком в истории английского искусства. Он был гениальным самоучкой — великим фантазером и философом.
         Блейк родился в 1757 г. в Лондоне в семье бедного торговца галантерейными товарами. В раннем детстве он начал писать стихи и рисовать, а в четырнадцать лет уже работал в граверной мастерской.
         В 1779 г. Блейк приступил к самостоятельному творчеству, пытаясь выставляться в Королевской академии искусств. Через десять лет он выпустил сборник стихов «Песни неведения» («Дитя-радость»), целиком состоявший из листов, гравированных автором. У Блейка не было средств для типографского издания своих стихов, и мастер обратился к средневековому способу печати: вырезал на металлической пластине одновременно стихотворный текст и иллюстрацию. Блейк изобрел новую технику — выпуклую гравюру на меди, при которой краска наносилась не в процарапанные углубления, а на выпуклые участки. Благодаря своему изобретению художник добился пластичной, упругой и изысканной линии рисунка, созвучной музыкальному ритму его стихов.
         Через пять лет Блейк выпустил сборник стихов «Песни познания» (1794), в котором он описывает неприглядный мир трущоб, тяжелую жизнь фабричных рабочих и их детей. Иллюстрации к стихам представляют собой резкие, контрастные изображения, в которых нет воздуха и пространства, а мир замкнут и темен. Таков маленький трубочист из одноименного стихотворения, несчастный заложник огромного, безжалостного города.
         Блейк чутко реагировал на социальную несправедливость. Он считал, что технический прогресс только ухудшит положение рабочих, и боролся против распространения машин на фабриках.
         Блейк никогда не работал маслом, несмотря на популярность этой техники в XIX в., предпочитая темперу и акварель. Тематика творчества художника чрезвычайно разнообразна. Он писал картины на сюжеты из ветхозаветных текстов («Сон Иакова», «Навуходоносор», «Сотворение Адама (Элоим создает Адама)»), из Евангелия («Притча о разумных и неразумных девах») и Апокалипсиса («Двадцать четыре старца, полагающие венцы перед престолом»). Создавал иллюстрации к сочинениям английских поэтов Уильяма Шекспира («Жалость») и Джона Мильтона («Христос, принимающий на себя роль Спасителя»), выбирая для изображения нетрадиционные эпизоды и образы. В своих произведениях художник запечатлел персонажей древнегреческой, а также своей собственной мифологии («Суд Париса», «Геката»). Многие картины Блейка носят аллегорический характер («Танец Альбиона (Счастливый день)», «Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце»).
         В конце жизни Блейк получил от своего друга художника-акварелиста Джона Линнела заказ на иллюстрации к библейской Книге Иова, а также к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
         Каждый абзац библейского текста о страдальце и праведнике Иове художник превратил в самостоятельную графическую композицию («Дьявол, поражающий Иова проказой», «Когда запели звезды», «Иов и его дочери»).
         Для оформления «Божественной комедии» Блейк сделал более ста рисунков и несколько пробных гравюр («Беатриче на колеснице», «Данте и Вергилий у врат ада», «Вихрь любовников»).
         Этот удивительно яркий, талантливый человек не нажил богатства — Блейка похоронили за общественный счет в общей могиле.
         Открытие его творчества произошло в середине XIX в., а в XX столетии к нему пришло всеобщее признание. В Вестминстерском аббатстве в Лондоне — усыпальнице английских королей, государственных деятелей и разного рода знаменитостей — рядом с памятниками великим поэтам Англии был установлен бюст Уильяма Блейка.
         Стиль Блейка для европейского искусства XIX в. уникален. Он сочетает архаичные черты, свидетельствующие об отсутствии у художника специального образования, с творческой фантазией, композиционной изобретательностью и стремлением к обобщенным символическим образам.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
Литература XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
Музыка XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
История XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer