Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Каравак, Луи » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Каравак, Луи
Каравак, Луи (1684—1754) — живописец, портретист, декоратор, миниатюрист. Придворный художник при русском императорском дворе.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Вейнберг А.Л. Два неизвестных портрета работы Луи Каравакка // Русское искусство XVIII – первой половины XIX: Материалы и исследования. – М., 1971; Веретенников В.И. Придворный первый маляр Л. Каравакк // Старые годы, 1908, июнь; Врангель Н.Я. Иностранцы в России // Старые годы. 1911. Июль — сентябрь; Евангулова О. С. Русские портреты XVIII века и их французские современники // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1987». – М., 1989. Вып. XIX; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. – М., 1990; Молева Н.М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия живопись первой пол. ХVIII в. – М.: Искусство, 1965; Собко Н.П. Французские художники в России: Живописец Людвиг Каравак. Несколько дополнительных сведений о живописце Каравакке // Исторический вестник. – СПб. 1882. Т. 8; Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. – М. , 1925; Помарнацкий А. Картина Каравакка «Полтавское сражение» // Сообщения Государственного Эрмитажа. – Л., 1960, № 19; Портрет Петровского времени. Каталог. – Л., 1973.


Луи Каравак, гасконец по происхождению, родился в 1684 году в Марселе. Он относился к третьему поколению династии Караваков, связанных с украшением кораблей в Тулоне, позднее галер в Марселе. Младший сын Ж. Б. Каравака и брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. Начинал свою деятельность в Арсенале галер в Марселе.

13 ноября 1715 года в Париже Луи Каравак заключил контракт с П. Лефортом, согласно которому должен был «работать в службе царского величества три года в живописи на масле для исторических картин, портретов, баталий, лесов, деревьев, цветов, зверей, также в самой малой суптильной живописи для портретов и исторических картин» и «взять в свою службу тех людей русского народу, которых его величество изволит ему дать для научения и обучения во всем, что касается до живописного художества» (Успенский А.И. Словарь художников, в XVIII веке писавших в Императорских дворцах. — М., 1913. С. 95.).

В Россию Каравак приехал в 1716 году и служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям — в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений.

В 1716 и 1722 годах в Астрахани Каравак писал портреты Петра I с натуры (оба известны по гравюрам). Художник и впоследствии многократно писал портреты Петра I, Екатерины I, их детей и внуков. Им созданы портреты сына Петра I — цесаревича Петра Петровича (умершего в детстве), дочерей Анны, Елизаветы и Натальи, а также детей царевича Алексея — Натальи и Петра (впоследствии императора Петра II).

Луи Каравак написал первый портрет Петра I в 1716 году. Этим же годом датирована французская гравюра с портрета подобного типа. Вполне возможно, что гравюра исполнена с портрета, который сейчас хранится в военно-морском музее Санкт-Петербурга. Иконографические типы Петра I, созданные Караваком, были очень популярны и неоднократно воспроизводились в течение последующих столетий. Повторял созданные им образы и сам их создатель.

Каравак много работал как декоратор над росписями разных строений Петергофа, Нового Летнего сада, при перестройках Зимнего дворца, над созданием иконостаса церкви Зимнего дворца. В 1724 году он был определен к писанию картонов для шпалер (Коршунова Т.Т. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. — Л., 1975. С. 15.).

В отличие от Таннауера, уехавшего в 1726-м или в 1727 году и позднее возвратившегося, Каравак всю остальную жизнь прожил в России, хотя неоднократно подавал прошения либо об отпуске его в отечество, либо о заключении с ним нового контракта. По словам Я. Штелина, «универсальный живописец» был незаменим при дворах всех русских императоров и императриц, поэтому контракт с ним продлевался несколько раз.

Живописная манера Каравака менялась под воздействием местных национальных традиций: в 1730-е годы он изменил свой «рокайльный стиль», приблизившись к старорусским парсунным приемам письма.

При Анне Иоанновне Каравак был назначен «придворным первым живописного дела мастером» и исполнил коронационный портрет новой императрицы. Он также участвовал в оформлении ее коронации. Для нужд придворной жизни художник занимался оформлением интерьеров, карнавалов, фейерверков и даже делал эскизы платьев государыни.

При императрице Елизавете Петровне Каравак сохранил свое высокое положение. В числе лучших мастеров он принял участие в оформлении коронационных торжеств и этой императрицы. В 1740-е годы вместе с помощниками живописец создал цикл из восьми портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей (Маркина Л.А. Немецко-русский художественный обмен середины XVIII века — аспект просветительской деятельности // Культура эпохи просвещения: Сб. статей / Российская Академия наук. – М., 1993. С. 143—145.).

В аннинское и елизаветинское время художник работал довольно интенсивно, исполняя любые предложенные работы. Одновременно он руководил живописной командой Канцелярии от строений и был наставником многих русских художников, в том числе И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, М. А. Захарова.

Напомним также еще об одной стороне деятельности Каравака: им была основана первая в России рисовальная школа по образцу европейских академий, в методику которых входило рисование обнаженной натуры. Он был в числе тех, кто разрабатывал идею создания Академии художеств и в начале 1720-х годов подавал на высочайшее имя свою программу обучения.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Литература XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Музыка XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
История XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer