Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Констебл Джон » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Констебл Джон (1776—1837)
Английский живописец. Как художник сложился самостоятельно, изучая природу и произведения Я. Рёйсдала, Н. Пуссена, К. Лоррена, а также английских пейзажистов XVIII в. Отказавшись от всякой идеализации природы, Констебл изображал обыденную сельскую местность во всей её свежести и непосредственности, воссоздавая трепетность свето-воздушной среды. Произведения художника проникнуты ощущением гармонического единства природы, одухотворённой и величественной даже в самых скромных своих проявлениях. Свои пейзажи Констебл создавал на основе огромного количества пленэрных этюдов, а некоторые картины, впервые в истории пейзажа, писал целиком с натуры. Естественность композиции, чистота и свежесть цвета в произведениях Констебла сочетаются с богатством оттенков, подвижностью дробных мазков. Констебл часто изображал один и тот же мотив при разных метеорологических условиях, тонко передавая их своеобразие; с особой любовью он писал многочисленные этюды облаков. Искусство Констебла оказало заметное влияние на французскую романтическую живопись, сыграло важную роль в формировании Барбизонской школы. Творчество Констебла предвосхитило искусство импрессионистов.
 
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Лесли Ч.-Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра / Пер. с англ. — М., 1964; Чегодаев А. Д. Джон Констебль. — М., 1968; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Импрессионизм (иллюстрированная энциклопедия). / Сост. И.Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2004.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Джон Констебл (Констебль) родился в семье мельника, в деревне Ист-Бергхолт, расположенной в живописной Дедхемской долине на юго-востоке Англии. Мальчик с детства увлекался рисованием, однако его первые работы были столь мало убедительны, что отец отправил его на одну из дальних мельниц, где юноша занимался живописью в свободное от работы время.
         В 1795 г. Джон предпринял первую попытку стать профессиональным художником — он уехал в Лондон и поступил в граверную мастерскую, однако успеха в этом деле не достиг. Он возвратился домой, но через четыре года снова отправился в столицу. На этот раз будущему художнику улыбнулась удача — он поступил в школу при Королевской академии искусств. Однако более важным для его развития оказалось самостоятельное изучение природы, а также произведений английских пейзажистов XVIII в. (Гейнсборо и др.) и пейзажистов классиков, таких как Якоб Ван Рейсдал, Пуссен и Лоррен. «Помни, что лучший твой наставник и руководитель — природа. Учись у нее», — писал художник в одном из своих писем.
         В 1802 г. в Академии впервые была выставлена его работа, названная «Пейзаж». «В течение двух лет я старался сделать картины, и я нашел показную правду… — писал художник своему другу. — Я скоро вернусь в Ист-Бергхолт, где буду работать без остановки с натуры... и я буду стремиться просто и подлинно изобразить заинтересовавшие меня сцены...»
         Констебл создал большую серию пейзажей с видами реки Стур («Долина реки Стур с дедхемской церковью», «Белая лошадь», «Телега для сена»), неоднократно изображал стоявшие на ней мельницы («Флэтфордская мельница (Сцена на судоходной реке)», «Плотина и мельница в Дедхеме (Дедхемская мельница)»). В своих работах Констебл предстает смелым и независимым мастером, его принципиально новая трактовка природы не соответствует нормам академического искусства. По мнению художника, основой изображения должно быть наблюдение, а лейтмотивом любого пейзажа — небо («Залив Веймут с горой Джордан»). Следуя традиции голландских мастеров, художник стремится к воссозданию атмосферы, облаков и света («Кукурузное поле», «Пруд у холма Бранч. Хемстед», «Замок Хэдли»). Констебл часто изображал один и тот же мотив при разных метеорологических условиях, тонко передавая их своеобразие; с особой любовью он писал многочисленные этюды облаков («Этюд облаков. Хемстед»). Отличительной чертой стиля художника стала рельефная фактура. Накладывая краски густыми выпуклыми мазками, он отказался от тщательно выписанных деталей и эффектного освещения, впервые использовал чистые зеленые цвета разных оттенков («Водяная мельница в Гиллингеме»). Реалистичность пейзажей Констебла замечательно охарактеризовал Генри Фюсли, сказавший, что, глядя на них, «хочется послать за пальто и зонтиком». В своих картинах Констебл стремился соединить живость и спокойствие, чувственное и рациональное начала («Морской берег и подвесной мост. Брайтон (Пирс в Брайтоне)»). Художник говорил: «Живопись есть наука и ее следует рассматривать как изучение законов природы. В таком случае позволительно считать пейзажную живопись частью натурфилософии, а картины — опытами». Свои пейзажи художник создавал на основе огромного количества пленэрных этюдов, задачей которых было передать свето-воздушную среду, а также правильно сгруппировать персонажей, занятых своими обычными делами. Некоторые свои картины Констебл, впервые в истории пейзажа, писал целиком с натуры.
         На родине произведения Констебла не пользовались популярностью у публики; не нашел художник понимания и в академических кругах. Однако во Франции его творчество было воспринято с большим энтузиазмом. Работы Констебла привлекли внимание французского художника Теодора Жерико, побывавшего в Англии в начале 1820-х гг. В 1824 г. несколько его пейзажей, в их числе «Телега для сена», были посланы во Францию для участия в Салоне, где принесли своему автору золотую медаль. Французские романтики, особенно Делакруа, были очарованы свежестью и блеском картины.
         В начале 1820-х гг. по заказу своего друга архидиакона Джона Фишера Констебл исполнил серию видов собора в Солсбери («Собор Солсбери из епископского сада»).
         В 1829 г. Констебл был избран действительным членом Королевской академии. В том же году умерла его жена; депрессия омрачила последние годы художника.
         Искусство Констебла не имело продолжения в Англии; осужденное Рёскином, оно противостояло искусству Тёрнера и прерафаэлитов. Вместе с тем Констебл оказал заметное влияние на французскую романтическую живопись с ее свободой исполнения и сыграл важную роль в формировании Барбизонской школы, а его энергичная манера живописи и умение создать особое настроение, используя свет, вдохновили художников-импрессионистов, которые унаследовали от него интерес к переменчивым состояниям природы.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer