Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Тёрнер Уильям » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Тёрнер Уильям (1775—1851)
Английский живописец, один из наиболее успешных художников в истории искусства, прославленный уже при жизни (с 1802 г. — академик, с 1808 г. — профессор). С конца 1790-х гг. разрабатывал мотивы голландских марин XVII в., пейзажей К. Лоррена и Р. Уилсона, обращался к библейским, мифологическим и историческим сюжетам, обнаруживая склонность к романтической фантастике, к воплощению драматической борьбы природных сил, к передаче необычных световых эффектов. С 1820-х гг. манера Тёрнера, по-прежнему разрабатывавшего преимущественно жанр марины, становится ещё более свободной и динамичной, колорит строится на контрастах мерцающих тонов, часто объединённых в общей светлой гамме, предметные очертания сплавляются и дробятся. Тёрнер создал новый тип романтического пейзажа. Сумев преодолеть рамки описательности и пристрастие к изображению руин, он превратил пейзаж в средство выражения романтических переживаний. Наиболее ярко новое открытие проявилось в сотнях созданных им акварелей, где изображенное пространство насыщено светом и воздухом. Позднее приемы изображения различных состояний свето-воздушной среды были перенесены им в масляную живопись. Много работал как рисовальщик и гравер.
 
Эпоха, стиль, направление романтизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Некрасова Е. А. Тёрнер. — М., 1976; Апель К.О. Великие английские художники.— М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Импрессионизм (иллюстрированная энциклопедия). / Сост. И.Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2004.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Джозеф Меллорд Уильям Тернер родился в 1775 г. в Лондоне. Его отец держал парикмахерскую. В те времена парикмахерская была таким же местом встреч и разговоров, как и традиционная английская пивная. Сюда приходили художники, граверы, поэты. Пользуясь случаем, отец Тёрнера развешивал на стенах акварели сына для продажи.
         В 1789 г. Тёрнера приняли в школу при Королевской академии искусств. В пятнадцать лет художник впервые выставил в академии свою акварель. Он учился и работал: осваивал современную акварельную технику, в которой традиционно выполнялись так называемые топографические пейзажи — точные виды усадеб, парков, замков и соборов; копировал на заказ произведения старых мастеров.
         В 1790-х гг. Тёрнер обратился к масляной живописи. В его маринах заметно влияние голландских мастеров XVII в. Ранние произведения художника исполнены вполне традиционно, в темной гамме («Рыбаки в море», 1796, Галерея Тейт, Лондон). Здесь особенности освещения становятся средством нагнетания драматического настроения. С первых своих работ Тёрнер начинает разрабатывать тему конфликта между человеком и разрушительными силами стихии («Мол в Кале. Французы готовятся выйти в море: прибывает английское пассажирское судно»), которая будет возникать на протяжении всего творческого пути художника.
         Гневные состояния природы: штормы, бури, ураганы и связанные с ними катастрофы — пришлись по душе английской публике, и Тёрнер сделал потрясающую карьеру. Уже в 1802 г. он был избран действительным членом Королевской академии искусств, а в 1807 г. был утвержден в должности профессора. Художник верой и правдой служил ей до конца своих дней, участвуя в организации выставок, читая лекции для широкой публики и обучая студентов.
         В сознании Тёрнера природа, его постоянный и главный герой, все чаще предстает не только величавым зрелищем, но также и фоном для исторических событий. Такова картина «Кораблекрушение», написанная в стиле голландских марин XVII в., на которой художник изобразил современный сюжет — гибель пассажирского судна. Такова картина «Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», написанная в год вторжения Наполеона в Россию.
         Постепенно палитра Тёрнера сильно высветляется. Освещение и воздух становятся главными стихиями, а конкретный сюжет — лишь поводом для изображения. Большую роль в становлении живописного языка художника сыграли его путешествия в Италию, предпринятые им в 1819—20 и 1828—29 гг. Посещение Венеции во время первого из них оказало глубокое воздействие на колористическое восприятие Тернера. С этого момента свет начинает играть все большую роль в его произведениях («Сан-Джорджо Маджоре на заре, Венеция»). Восхитительная прозрачность итальянских акварелей, их насыщенность светом и воздухом («Вид на восток от острова Джудекка. Восход») поразительно контрастируют с первыми произведениями Тёрнера, написанными маслом. Пейзажи, созданные после второго путешествия художника в Италию и считающиеся вершиной его творчества, буквально залиты светом, а точнее — окутаны цветным туманом, из которого выплывают все менее узнаваемые силуэты («Пейзаж с далекой рекой и плотиной», «Лунный свет», «Вечный покой. Похороны на море»). Мастер воспринимает природу прежде всего как зеркало мироощущений художника и его переживаний, превращающее реальный мир в фантасмагорическую иллюзию, порожденную игрой солнечных лучей («Последний рейс корабля «Отважный»»).
         Эта иллюзия достигает вершин аллегории, когда на заре викторианской эпохи Тёрнер впервые берется за сюжеты, связанные с драматическим моментом вторжения паровой машины в идиллический мир парусов и экипажей. И если в знаменитом полотне «Дождь, пар и скорость» еще можно различить черты локомотива, разрывающего пространство, то композиция картины «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье» превращается в сплошную феерию света и цвета, более всего напоминающую абстрактную живопись XX века.
         К середине 1830-х гг. Тёрнер достиг вершин мастерства. Он давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. Так, на глазах у восторженной публики и изумленных художников он за несколько часов почти полностью написал полотно «Пожар парламента, 16 октября 1834».
         В отличие от Констебла, Тёрнер любил путешествовать. Помимо Италии, он побывал во Франции, Голландии, Бельгии и Швейцарии, откуда неизменно привозил многочисленные акварели («Голубой Риги. Озеро Люцерн. Восход»).
         Поздние работы художника написаны легкими, прозрачными, быстрыми мазками («Утро после потопа. Моисей пишет книгу Бытия», «Замок Норэм. Восход»). Тёрнер предпочитал светлые краски, очень любил белила и различные оттенки желтого и коричневого цветов («Улисс, насмехающийся над Полифемом»).
         В 1840-е гг. творчество Тёрнера постепенно становится все более загадочным для английской публики. Он пишет то невольничий корабль, с палубы которого сталкивают в море больных негров («Невольничье судно»), то мчащийся сквозь непогоду поезд («Дождь, пар и скорость»), чутко и довольно неожиданно откликаясь на современные события. Достижения технического прогресса казались ему поэтичными и волнующими, а действия людей — отвратительными и жестокими.
         Тёрнер в своем восприятии мира значительно опередил свое время, и поэтому немногие современники понимали его искусство. Однако сейчас этот художник признан одним из наиболее выдающихся представителей английской школы живописи.
         Последние годы жизни Тёрнер провел в Челси, где он жил затворником под вымышленным именем. Там он и умер, оставив после себя обширное наследие: более 300 картин маслом, 20 тысяч акварелей и 19 тысяч карандашных рисунков, завещав их Национальной галерее в Лондоне.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer