Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Куинджи, Архип Иванович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Куинджи, Архип Иванович
Куинджи, Архип Иванович (1841-1910) – русский живописец-пейзажист. Член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1892 г. преподавал в петербургской Академии художеств – профессор-руководитель пейзажной мастерской; уволен в 1897 г. за поддержку студенческих волнений. Используя световые эффекты и интенсивные цвета, Куинджи добивался небывалых иллюзионистических эффектов.
 
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Богемская К.Г. Пейзаж. История жанров. – М.: АСТ-ПРЕСС, ГАЛАРТ, 2002; Манин В. Архип Куинджи. – М.: Белый город, 2000; Манин В.С. Архип Иванович Куинджи и его школа. – Л.: Художник РСФСР, 1987; Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. – М.: Искусство, 2001; ; Марков В. А. И. Куинджи. – М., 1969; Неведомский М.П. Репин И.Е. А. И. Куинджи. – М.: СВАРОГ и К., 1997; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок.. Альбом. – М.: Арт-Родник, 1997.
Источники Русская живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003. С. 412—413.



Куинджи, Архип Иванович (1842, пос. Карасевка около Мариуполя — 1910, Петербург), — живописец. А. И. Куинджи родился в семье грека-сапожника, занимавшегося также хлебопашеством. В 1845 году отец, а вслед за ним мать умерли. Осиротевшие дети попеременно воспитывались у брата и сестры отца.

Куинджи посещал городскую школу, где, по воспоминанию одного из товарищей детства, учился плохо, но постоянно рисовал. В девятилетнем возрасте, получив начальное образование, он работал у строительного подрядчика, затем комнатным мальчиком у хлеботорговца Аморетти. Знакомый последнего, хлеботорговец Дуранте, заметив любовь Куинджи к рисованию, посоветовал ему отправиться в Крым к И. К. Айвазовскому. С рекомендациями Дуранте мальчик поехал в Феодосию, брал там уроки у одного из учеников знаменитого мариниста, но вскоре вернулся в Мариуполь.

После 1866 года Куинджи направился в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств. К концу 1860-х годов он стал вольноприходящим учеником. В это время Куинджи всецело находился под влиянием творчества передвижников и И. К. Айвазовского («Татарская деревня на берегу Азовского моря», «Буря на Черном море при закате солнца», обе — 1869). Одна из первых картин Куинджи — «Осенняя распутица» (1870) — пронизана настроением унылого, беспросветного российского бытия. В полотнах «Ладожское озеро» (1870) и «На острове Валааме» (1873) соединились реалистический подход к природе и романтически-академическая стилистика. Картина «На острове Валааме» показала, что по мастерству Куинджи был уже близок к ведущим пейзажистам того времени. Он стал известным художником.

В 1873 году Куинджи совершил поездку в Европу. Он посетил Берлин, Дюссельдорф, Кёльн, Мюнхен, где изучал искусство старых мастеров. В Париже художник встречался с И. Е. Репиным. Вернувшись домой, Куинджи закончил картину «Забытая деревня». Композиция была показана на III выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Один из критиков написал о ней: «Уныло так, что хватает за сердце». «Обличительный» пафос достигает в творчестве Куинджи апогея к 1875 году. Художник был принят в члены Товарищества передвижников.

Знакомство с современным французским искусством, с опытом барбизонской школы нашло отражение в творчестве Куинджи. Он стремился освоить передачу свето-воздушной среды, но так, как позволяла ему русская традиция. А в условиях 1870-х годов, времени господства передвижничества, его стремление к реформаторству в живописи еще не могло быть востребовано даже «культурной общественностью». На переломе 1870-х и 1880-х годов Куинджи создал картину «Днепр утром» (1881). «Импрессионистические» попытки в ней говорят о том, что художник стремился внести в живопись новые средства, связанные с передачей воздушной среды, выйти к новому, символичному пейзажному образу. Это видно по многочисленным этюдам. Вместе с тем он ставил целью добиться в своих композициях панорамного обозрения земли.

В конце 1870-х годов творчество Куинджи становится более монументальным. Это ярко проявилось в картинах «Степь» (1875) и «Север» (1879). В последующих работах монументализация приобретает романтическую направленность («Дубы», «Снежные вершины Кавказа»). Важнейшим открытием, надолго определившим характер творчества художника, стал романтический образ, впервые сформулированный в картине «Лунная ночь на Днепре» (1876). Совершился окончательный отказ Куинджи от социальной тематики, что послужило началом его расхождений с передвижниками.

В картине «Украинская ночь» (1876) ярко обозначились народные корни мировоззрения художника. В этом полотне угадываются фольклорные источники, в первую очередь из области фольклора изобразительного. Но Куинджи ничего не упрощает, не стилизует изображение, а лишь ориентируется на народное сознание. Он вносит в свою живопись новаторские пластические принципы, положившие начало декоративизма как основы цветовой гармонии. Искусство художника развивалось стремительно. Еще пять лет назад он использовал жесткое, глянцевое академическое письмо, теперь обратился к естественному натурному видению, к условному декоративному цвету, и — к «потемнению» живописи. Один из критиков писал: «В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Художник применял дополнительные цвета, отказавшись от тональной живописи предшественников. Начиная с картины «Украинская ночь» он порывает с эпигонским академическим романтизмом своих ранних работ, романтическая фаза в его творчестве приобретает принципиально новое значение. Характерное качество новых работ — экзотичность изображения.

Куинджи отказывается от моделировки предметов, уплощает их, одновременно усиливая иллюзию глубины пространства. Эта глубинность достигается им в совершенстве, являясь едва ли не главным выразительным средством в создании образа природы; интенсифицируется цвет.

В 1878 году в Париже состоялась Всемирная выставка. Произведения Куинджи, показанные на ней, вызвали одобрение известнейших критиков, которые особо отметили их национальную самобытность. Восторг публики вызвала «Украинская ночь».

В 1879 году на VII выставке Товарищества передвижников была экспонирована удивившая всех своей необычностью картина «Березовая роща». В ней не было и намека на народную мотивацию сюжета. В чистых, звучных красках, блеск которых достигался посредством их контраста и сопоставления, цвет был доведен до физической ощутимости, адекватно соответствующей состоянию «радостно-томительного» солнечного дня. Интересно, что на фоне подобного «вселенского» обобщения явлений природы этюды Куинджи 1870-х – 1880-х годов замечательны тончайшей наблюдательностью, почти натуралистическим знанием деревьев и трав.

В 1880 году Куинджи вышел из Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году он устроил в Петербурге небывалую выставку: в помещении с задрапированными окнами экспонировались «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща», освещенные направленным электрическим светом. Современники, особенно художники, с трудом воспринимали новации Куинджи, их (новаций) время еще не пришло. Громкую критику вызвала и экзотическая выставка. Поддержка пришла только в начале XX века. Вместе с учениками Куинджи надолго «затворился» в мастерской, не показывая работы на выставках в течение двадцати лет. Лишь в 1901 году Куинджи решил познакомить специально приглашенную публику со своими картинами: «Вечера на Украине», «Днепр», третьим вариантом «Березовой рощи» и полотном «Христос в Гефсиманском саду» (все — 1900). И. Е. Репин сообщал в письме И. С. Остроухову: «А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями — всех они трогают».

«Вечера на Украине» — едва ли не самое принципиальное для творческого метода Куинджи произведение. Цвет сообщает изображению зачарованную неподвижность, необычайный, будто неземного свойства покой. В долгий период «молчания» Куинджи не оставлял общественной деятельности, принимал активное участие в подготовке реформы Академии художеств 1893 года.

Согласно новому уставу, ему было присвоено звание академика. С 1895 года он руководил пейзажной мастерской, но, поддержав выступление учащихся против ректора Академии А. С. Томишко, вынужден был отказаться от преподавания. В 1901 году Куинджи выделил сто тысяч рублей в премиальный фонд академических выставок, затем пожертвовал полмиллиона на поддержку нуждающихся художников. Общество имени А. И. Куинджи было создано в 1909 году. Стараниями его учеников (Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский) оно просуществовало до 1931 года.


Русская живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003. С. 412—413.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer