Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Суриков, Василий Иванович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Суриков, Василий Иванович

Суриков, Василий Иванович (1848-1916) – выдающийся русский исторический живописец. Главным действующим лицом во многих его картинах выступает борющийся, страдающий и торжествующий народ. Реалистическое творчество Сурикова, впервые с такой убедительной силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в отечественном искусстве.

 
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. — Л., 1977; Суриков В.И. Альбом. Вступ. статья Н.Г. Машковцева. — М., 1960.

Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI — начала XX века. — М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. — М.: Республика, 1995; Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг. — М., 1963; Кумкнов В.С. Василий Суриков. – Л., Аврора, 1978; Машковцев Н.Г. В.И. Суриков. — М., 1994; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. — М., 1963; Постникова Т.В. Суриков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011; Русская живопись. Состав. С.М. Даниэль. Альбом. — СПб.: Аврора. 2001. — (Национальные школы живописи); Сарабьянов Д.В. В.И. Суриков. — М., 1963.

Источники Текст – Пелевин Ю.А.



В.И. Суриков родился в казацкой семье. Предки его, вероятно, некогда жили на Дону и пришли в Сибирь при Иване Грозном с Ермаком. Представители другого поколения участвовали в красноярском бунте в XVIII в. Род Суриковых гордился вольнолюбивыми предками. С ранних лет художник чувствовал себя причастным к истории XVIXVII вв. Уклад жизни в семье сохранил традиционный характер. Отец художника не имел отношения к казачеству. Он служил в земском суде, был человеком начитанным, музыкально одаренным, рисовал. Серьезно увлекались живописью и другие близкие родственники. И желание Сурикова заниматься живописью было встречено в семье с пониманием. Он получил хорошее общее образование, и это позволило впоследствии хорошо сдать экзамены по общеобразовательным предметам в Академии, что у провинциалов всегда вызывало сложности.

Дарование юного Сурикова первым отметил учитель рисования Н.Б. Гребнев. Но осуществить мечту о поступлении в Академию будущему художнику удалось не скоро. Умер отец, и нужно было зарабатывать на жизнь. Несколько лет Суриков работал писцом, пока местный меценат, рыбопромышленник П.И. Кузнецов не оказал ему помощь. Поступить удалось не сразу. В 1869 Суриков потерпел неудачу и начал заниматься в школе Общества поощрения художеств. Вторая попытка была удачной. Художник учился успешно, его поддерживал П.П. Чистяков. Академическая школа дала Сурикову очень много, развила присущий ему исключительный дар композиции. Первая самостоятельная картина художника «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870. ГРМ) была отмечена в печати, как и другие его академические работы.

Дипломной была картина «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Вероники» (1875. ГТГ). После окончания Академии Суриков отказался от пенсионерской поездки, возможно, это было связано с его убеждением, что начинающий художник должен формироваться на родной почве.

В 1878 Суриков переехал в Москву, где сблизился с В.Д. Поленовым, И.Е. Репиным, В.М. Васнецовым. Первой значительной работой, в которой раскрылось дарование Сурикова как исторического живописца, было полотно «Утро стрелецкой казни» (1881. ГТГ). Здесь нашли свое продолжение принципы «хоровой» картины, заложенные в русском искусстве мастерами предшествующих десятилетий. Сюжетный замысел раскрывается посредством острых и резких противопоставлений, которые придают картине драматическое звучание и даже трагизм. Главные герои, стрельцы, показаны в окружении своих близких и сочувствующих. Петр I изображен на коне у кремлевской стены. Зритель его замечает благодаря рыжебородому стрельцу, который устремил на царя вызывающий взгляд. Петр принял этот вызов и посылает в ответ не менее гневный взор. В этом безмолвном поединке, в столкновении двух характеров, двух эпох отображен трагический факт непримиримого конфликта. В образах стрельцов нет ни покорности, ни униженности, при этом они понимают неизбежность совершающегося. Художник не случайно выбрал момент перед казнью, ибо и сами стрельцы, их жизнь и смерть — символы уходящей Руси.

Показывая событие на фоне Кремля, художник делает древние стены как бы свидетелями истории. Роль архитектуры очень важна в образном и композиционном строе картины. Живописным, асимметричным формам противопоставлена строгость кремлевских стен так же, как живописная стихийная масса толпы противопоставлена строгой регулярности петровских полков.

Столь же символичен и колорит картины. Холодная гамма голубоватых утренних сумерек разбивается пламенем ярко горящих свечей, но их свет не может соперничать с алым светом зари, которая встает за группой приближенных Петра I.

Русский скульптор М.А. Антокольский говорил: «По-моему, эта первая русская картина историческая. Может быть, она шероховата, может быть, не закончена, но в ней зато столько преимуществ, которые во сто раз выкупают недостатки». И.Е. Репин в письме к П.М. Третьякову писал: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказывали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке... Могучая картина!»

Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. Он много лет работал над сюжетом, который воплотил в картине «Боярыня Морозова» (1887. ГТГ). Первые эскизы были выполнены еще в 1881. Художник не хотел спешить, долго обдумывал идею, набирался опыта. Он предпринял заграничное путешествие для того, чтобы изучить опыт великих старых мастеров по созданию многофигурных композиций. В то же время Суриков искал сюжет менее сложный для композиции с фигурами натурального размера. Вскоре он нашел такой сюжет, также исторически значимый, и им была создана картина «Меншиков в  Березове» (1883. ГТГ). Изображенные в маленькой, низкой избе люди в нарядных одеяниях смотрятся странно в чужой для них обстановке, зритель понимает необычность ситуации. Ради этого Суриков отступает от исторических фактов. Известно, что при аресте князя были конфискованы все драгоценности и дорогие одежды. Меншиков, его сын, старшая дочь Мария слушают чтение младшей, но их мысли далеки. Герои показаны словно в момент краткой остановки в пути, они надеются, что наступит время, когда они смогут покинуть этот чужой мир.

В 1887 Суриков вновь вернулся к работе над картиной «Боярыня Морозова». В этом произведении художник обобщил опыт реализма второй половины XIX в., свои собственные открытия и впечатления, полученные во время поездок во Францию, Италию. От венецианских мастеров, в первую очередь от Веронезе, идут композиционный размах, уподобление картины декоративному панно, удивительно роскошный колорит.

Главная тема произведения — «герой и толпа». Фанатизм боярыни не получает равного ответа в толпе. Есть сочувствие, есть сострадание, но нет единомышленников. Суриков показывает боярыню с поднятой в двуперстии рукой, этот жест смотрится как призыв, как знак ненависти к врагам. Параллель этому — жест юродивого, но его двуперстие иное — это, скорее, знак благословения и прощания. В.М. Гаршин писал о боярыне: «Лицо глубоко страстное, отдавшееся бесценной мечте, носится перед глазами зрителя, когда он давно отошел от картины».

Композиция произведения цельная и прекрасно построенная. Огромную роль в характеристике места и времени действия играет колорит, он по-своему историчен. Многие исследователи отмечали связь живописного решения картины с древнерусскими фресками. Суриков был великолепным колористом, в картине «Боярыня Морозова» он смог воплотить волшебство отблесков и отсветов на мерцающем снегу, на расцвеченной чистыми красками одежде и лицах, на лохмотьях юродивого и старушки.

Суриков обращался в своих полотнах к истокам трагических противоречий истории, к логике ее движения. Главным действующим лицом в его произведениях выступают народные массы, представленные разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. В год написания этого произведения, 1887, Сурикова постигло несчастье. У него умерла горячо любимая жена. Целый год он не мог заниматься живописью, жил в Сибири. Там у него появилась идея написать картину из современного крестьянского быта, хранящего пережитки старины. Так появилось полотно «Взятие снежного городка» (1891. ГРМ).

В этой работе художник реализовал свои возможности мастера пленэрной живописи. Картина словно пронизана светом и солнцем морозного зимнего дня. Принципы эпической, многофигурной, «хоровой» картины, заложенные Суриковым в картинах «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова», были продолжены и развиты им в монументальной картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, ГРМ). Здесь нет героев, нет жертв. Встречаются «две стихии», как писал Суриков. Стихийным в большей степени выглядит войско Кучума, которое напоминает людской рой, растворяющий в себе лица. Воины Ермака охарактеризованы более индивидуально. Выражение их лиц позволяет зрителю понять, за кем будет победа.

Поздние работы мастера составляют контраст с первыми произведениями, свидетельствуют об изменениях в мироощущении художника, о переходе от внутренне конфликтных сюжетов к бесконфликтным. В 1890-х основа суриковского реализма — синтез исторически достоверного и художественно-убедительного распался. Характер личности героя идет наперекор объективности. Такова работа «Переход Суворова через Альпы» (1899. ГРМ). Легендарный маневр Суворова здесь представлен как зимняя потеха, смеющиеся воины съезжают в пропасть, над которой гарцует на коне полководец. Драматизм истории завуалирован.

Последним значительным произведением Сурикова стала картина «Степан Разин» (1906. ГРМ). По своему характеру она близка произведениям В.М. Васнецова, так как в ней есть определенный набор фольклорных элементов.

Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа проявилось у Сурикова и в тонких, психологически точ­ных портретах («Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской». 1891. ГТГ).

Суриков — один из великих русских живописцев исторического жанра, произведения которого вдохновляли не одно поколение художников.

           

            Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
История XIX в. XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer