Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Суриков, Василий Иванович » СТАТЬИ


Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. ГТГ
Холст, масло. 135,7 x 173
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Место создания Москва, Россия
Эпоха, стиль, направление передвижники
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Ге Н.Н. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. – М., 1978; Арбитман Э.Н. Жизнь и творчество Н.Н. Ге. – Саратов, 1972; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А. Г. Н.Н. Ге. – Л., 1988; Верещагина А. Г. Художник. Время. История: Очерки русской исторической живописи ХVIII – нач. ХХ в. — Л.: Искусство, 1973; Зограф Н. Николай Ге. – М.: Изобр. Искусство, 1974; Карпова Т. Николай Ге. – М.: Белый город, 2001; Очерки по истории русского портрета второй половины ХIХ века / Под общ; ред. Н. Г. Машковцева. – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963; Порудоминский В.И. Н. Ге. – М., 1970; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок.. Альбом. – М.: Арт-Родник, 1997.


В 1870 году Н.Н. Ге, находясь за границей, познакомился с художником Г.Г. Мясоедовым, от которого узнал о создающемся в России Товарищества передвижных художественных выставок. Вдохновленный прогрессивной идеей, он вернулся на родину, где был избран членом правления Товарищества. Однако Н.Н. Ге не устроили творческие установки передвижников. Он скептически относился к жанровым сюжетам, в которых, как ему казалось, трудно передать глубину художественной мысли и переживаний. Живописец стремился к историческим образам и евангельским сюжетам, которые предоставляли, на его взгляд, бóльшие возможности для решения морально-этических проблем.

Н.Н. Ге выставил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» на первой передвижнической выставке в 1871 году.

В картине предложена психологическая трактовка истории. Перед нами драма столкновения личностей – приверженцев противоположных жизненных ценностей. Известно, что царевич Алексей был человеком, прекрасно образованным и знал несколько иностранных языков. В сущности, он не был ни в коей мере противником реформ по введению в России западноевропейских новшеств. Но царевичу претили деспотические и жесткие формы правления своего отца. И он бежал на Запад, откуда он был вызволен и замучен до смерти под пытками в Петропавловской крепости с ведома и по распоряжению Петра. (См. Дело царевича Алексея Петровича. 1716—1718. Извлечение из сочинения В. Бергмана «История Петра Великого» 1833).

Историческое полотно Н.Н. Ге обостряет передачей противоположных внутренних состояний персонажей, их разнонаправленными эмоциональными движениями. Хотя они изображены внешне спокойными, без жестов и внешних эффектов. Здесь историческое показано, как драма переживаний.

Произведение было встречено с большим интересом. Вокруг картины разгорелись споры. В.В. Стасов, разночинский идеолог, осуждал позицию автора и отношение Петра I к сыну. М.Е. Салтыков-Щедрин, наоборот, отзывался положительно о работе, увидев в ней сочувствие художника реформатору Петру, человеку, который «прежде всего страстно предан своей стране». Позиция М.Е. Салтыкова-Щедрина типична для демократического мышления того времени.

В целом современники встретили картину вполне доброжелательно. Полотно сразу же приобрел П.М. Третьяков. Н.Н. Ге в следующем году сделал повторение своей картины (1872, ГРМ).

Впоследствии картина Н.Н. Ге по заслугам стало одним из популярнейших русских исторических полотен и хрестоматийным школьным произведением.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer