Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » О » Остроухов, Илья Семенович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Остроухов, Илья Семенович
Остроухов, Илья Семенович (1858—1929) — русский художник, мастер пейзажа, коллекционер. Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, действительный член Петербургской Академии художеств.
 
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Остроухов И.С., Глаголь С. Московская городская художественная галерея П. и С.М. Третьяковых. – М.: Издатель И. Кнебель, 1909. Остроухов И.С. Сиверко. 1890 г. – М.: Издание Госуд. Третьяковсковской галлерии, 1930. Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Лапшин В. «Союз русских художников». – М., 1971; Муратов П.П. Древнерусская иконопись в собрании И.С. Остроухова. – М., 1914; Муратов П.П. Об Остроухове // Среди коллекционеров. 1921. № 4; Пейзаж. Русская живопись. Состав. В.С. Манин. Альбом. – М.: Белый город. 2000. — (Жанры в русской живописи.); Русаков Ю. И. Остроухов. – М.; Л., 1962.
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – http://www.rubricon.com/showbigimg.asp?id=1900029566



Остроухов Илья Семенович (1858, Москва, — 1929, там же) — художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Происходил из купеческой семьи. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Служил в Торговом доме Боткиных. Гласный Московской городской думы, попечитель Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых.

Живописи Остроухов учился частным образом у А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. С 1891 года член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903 года — Союза русских художников, с 1906 года действительный член петербургской Академии художеств.

Основная тема творчества Остроухова — пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 1886—1887; «Первая зелень», 1887—1888; «Сиверко», 1890; все — в ГТГ).

Остроухов был другом П. М. Третьякова. В 1898—1903 годах он член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, в 1905—1913 годах — попечитель Третьяковской галереи. В 1898—1902 годах входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря; участвовал в работах по реставрации Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. С 1905 года Остроухов — член-корреспондент, с 1906 года — действительный член Императорского Московского археологического общества.

В 1889 году после женитьбы на Надежде Петровне Боткиной Остроухов оставил службу и посвятил себя художественному собирательству — он составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-х годах. Со временем собрание пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, И. Е. Репина; русская школа первой половины — середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В разделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане), а также А. Матисса.

Значительной ценностью обладала коллекция икон, которую Остроухов стал собирать с конца 1909 года под влиянием ученого и коллекционера Н. П. Лихачева и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Черногубова. Здесь были представлены выдающиеся образцы византийской, новгородской, московской, ярославской, строгановской иконописных школ. Собрание служило серьезной основой для изучения иконописи. Благодаря Остроухову увлечение русской иконой широко распространилось среди московских любителей.

К 1917 году в собрание Остроухова входили: 117 икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше шестисот: панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура); акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237); около 40 работ западноевропейских художников; около 20 скульптур; также там были представлены предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. В общей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2 тысяч произведений.

В 1890 году художник приобрел дом в Трубниковском переулке (№ 17); тогда же в его собрание был открыт свободный доступ. Коллекция размещалась в пяти залах. Живопись, графика и скульптура были представлены в нижних комнатах, древнерусская живопись — наверху. Значительную ценность представляла и библиотека Остроухова (более 12 тыс. томов). В 1914 году Остроухов издал ее каталог.

Рост коллекции побудил Остроухова в 1905 году сделать для ее размещения специальную одноэтажную пристройку к дому; в 1914 году она была дополнена вторым этажом, где разместилась коллекция древнерусской живописи.

В 1918 году частный музей был национализирован; Остроухов назначался его пожизненным хранителем. Сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 года получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». После смерти художника в 1929 году музей был ликвидирован, и собранные Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.


http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=mos/mos/19000/52270.htm&encpage=mos&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/mos/mos/19000/52270.htm%26text%3Denc_abc%26reqtext%3D%2528enc%253A%253A1402442%2B%2526/%25281%2B1%2529%2Babc%253A%253A146659%2529//6%26%26isu%3D2




«Москва Остроухова любила и боялась. Говорят, весь художественный и антикварный Старый Город ходил к нему по вызову в Трубниковский 17, словно „на ковер“. Приговора его ждали с особенным трепетом. После смерти Павла Третьякова он стал в Галерее его „царь и бог, и воинский начальник“. Удивительным стоило быть человеком, чтобы большевики до самой его смерти сохранили за ним частную коллекцию и особняк. В Москве же звали его просто по имени и отчеству, как великих князей, — Илья Семенович. Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода, из той благодатной среды, что поставляла колоритнейших типажей для пьес Островского, Остроухов и сам любил бравировать своими купеческими ухватками, капризничал напоказ, не стесняясь, и устраивал неизменные нагоняи тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, (Остроухов не выговаривал „р“): „Дула, опять пелеглела класное вино! И из битков жил не блызжет! Ублать!“ По ритуалу далее следовал припадок театрального помешательства с рычанием и топаньем ногами, сменявшийся сосредоточенной гобсековской раздачей сахара перед чаем. В доме его, настоящей сокровищнице, полной сколь удивительных, столь и разнообразных живописных полотен, на истинно купеческих обедах общались за коньяком Шаляпин, Репин и Шишкин, Мамонтовы, Васнецов, Третьяковы, Гиляровский, Щукин и Москвин. Других московских коллекционеров Остроухов огорошивал своими безапелляционными заявлениями: „Купил длянь!“ — бросал он сопернику и делал его на многие месяцы всемосковским посмешищем. Илья Семенович Остроухов — сумасбродный и фанатичный любитель изящного, меценат, художник, друг художников, мучитель музейщиков и держателей лавок древностей — человеком был образованнейшим и культурным: знал несколько языков, прекрасно играл на фортепиано, живописи учился у самого Репина, рисунку у Чистякова. Не слишком успешный в живописи, художник одной картины, Остроухов был известен на весь Старый Город как лучший из коллекционеров. Вооруженный железной коммерческой хваткой и острым художническим взглядом, окруженный грудой каталогов и книг по искусству, Остроухов был страстным коллекционером. Поначалу, правда, коллекция его была бестолковой. Где-то в развалах за гроши раздобыл кусок не столь старой доски с „Богоматерью у Креста“ и тут же приписал ее ни больше, ни меньше, как самому Ван Эйку. Долго убеждал себя и других, что его „Аполлон и Марсий“ написан Веласкесом, пока не увидел в каталоге Венецианской академии эту картинку с подписью „Ян Лис“. Однако опыт и знания сделали свое дело: в коллекции стали появляться полотна Коро, Жерико, Дега, Мане, Кипренского и Щедрина, Венецианова и Александра Иванова, а также рисунки и акварели художников — друзей по мамонтовскому кружку — Серова, Коровина, Врубеля... Однажды на день рождения его друзья подарили ему икону „его“ святого — „Илью Пророка“ XV века. С этого момента Остроухов словно прозрел, всерьез заинтересовался иконописью и стал самым ярым скупщиком икон в России. Александр Бенуа как-то сказал, что благодаря ему Запад приравнял древнерусских художников к мастерам итальянского раннего Возрождения. Это его страстное увлечение не могло не сказаться и на экспозиции Третьяковки».


http://www.starygorod.ru/photo/04.html

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. XX в. (вторая четверть)
Литература XIX в. XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. XX в. (вторая четверть)
Музыка XIX в. XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. XX в. (вторая четверть)
История XIX в. XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. XX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer