Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Солари, Пьетро Антонио » СТАТЬИ


Грановитая палата в Московском Кремле. Арх. Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари. 1487—1491

Москва, Россия
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография

Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля. Альбом. – Л., 1978.

Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь, Кн. 1-2. - М., 1912-1916; Брунов Н.И. Московский Кремль – М. 1948; Забелин И. История города Москвы. – М., 1905 (Репринт – М.: Столица, 1990); Девятов С.В. Журавлева Е.В. Московский Кремль на рубеже тысячелетий. – М., 2001; Древности Московского Кремля. - М., 1971 (в серии: Материалы и исследования по археологии Москвы, Т. 4. Материалы и исследования по археологии СССР, № 167); Иванов В.Н. Московский Кремль. – М., 1971; Зонова О.В. Художественные сокровища Московского Кремля. – М., 1963; По Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под ред. Н.А. Геника и др. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1917 (Репринт – М.: Изобр. искусство, 1991); Подъяпольский С.С. Деятельность итальянских мастеров на Руси и в других странах Европы в конце XV — начале XVI века // Советское искусствознание. М., 1986. № 20; Подъяпольский С.С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV – начале XVI в. По данным письменных источников (опыт составления словаря) // Реставрация и археология. Новые материалы. – М., 1991; Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Т. 1. – М., 1950; Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV—XV вв. – М., 1957.

Источники Составитель – Пелевин Ю.А.


Палату начал возводить в 1487 году архитектор Марко Фрязин, а окончил ее в 1491 году Пьетро Антонио Солари. Палата построена из кирпича на высоком сводчатом подклете. Ее главный объем – огромный, почти квадратный в плане одностолпный зал (площадь — 459 кв. м., высота до верхней точки свода — 9 м.) перекрыт четырьмя крестовыми сводами в один кирпич. Для погашения распора сводов, выполненных без железных связей, толщина стен была увеличена. Возводя палату как одно из зданий, формирующих Соборную площадь, итальянские зодчие выделили главный, обращенный к площади фасад, облицевав его сверху донизу блоками белого камня, отесанными на четыре грани (отсюда – название палаты; подобная облицовка именовалась «бриллиантовым рустом»).

Декоративность обработки главного фасада, подчеркнутая тонкими витыми колоннами по углам, прежде была еще заметнее, так как остальные стены снаружи прямо по кирпичу были, вероятно, окрашены коричнево-красным свинцовым суриком (для южного фасада это надежно установлено исследованиями). Все это не противоречило традиционному для русской архитектуры объемному решению — зрительно обособленному, с крутой высокой кровлей, с обязательным наличием сеней внутри и первоначально открытым наружным крыльцом. Цельность зданию обеспечивали строгий классический антаблемент венчания и ряд двойных стрельчатых окон (в духе итальянской готики), заключенных в прямоугольные обрамления (фрагменты окон обнаружены в кладке южной стены).

Первоначально здание выглядело стройнее, так как в настоящее время из-за многовековых напластований культурного слоя подклет несколько «ушел» в землю. Недавние исследования позволяют предположить, что в момент постройки палаты цвет играл немаловажную роль в ее декоративном оформлении: сочетание белого камня, красноватой, близкой к кирпичному тону покраски неоштукатуренных боковых и заднего фасадов, а также золоченой кровли придавало торжественную нарядность простому прямоугольному объему.

Украшением южного фасада было белокаменное Красное крыльцо с фигурами львов на площадках, плавно подводящее к входу в Святые сени, акцентированному высоким прямоугольным резным порталом (он сохранился, хотя позднее был переделан в окно; некоторыми исследователями он приписывается творчеству Алевиза Нового). Не исключено, что белый камень присутствовал и в оформлении первоначальных окон (уцелевшие круглые окна второго света частично или полностью сохранили белокаменные обрамления). Уникальна выполненная из белого камня вставка, прерывающая кирпичный фриз антаблемента на северном фасаде, — горельефное погрудное изображение мужчины (так называемый «портрет мастера»; сохранился в сильно поврежденном виде). Полагают, что скульптура современна зданию.

Вероятно, в 1630-х годах в наружный декор палаты ввели более дробную полихромную раскраску, стремясь приблизить облик палаты к новопостроенному Теремному дворцу. Исследованиями установлено, что подоконники имели киноварный цвет, прочие поверхности откосов — травные росписи, а белокаменные части антаблемента расцветили сочетанием зеленых и красных тонов. Видимо, тогда же Красное крыльцо получило кровлю на столбах и сложные (бочкообразные и шатровые) завершения рундуков (следы их примыкания обнаружены при исследовании южного фасада).

Дальнейшие изменения внесла деятельность Осипа Старцева в 1682 году. Первоначальные окна были расширены и украшены колончатыми наличниками; кровлю понизили и ярко расписали (расписная с позолотой кровля сгорела в пожаре 1696 г.).

С ХVIІ века, возможно, вошло в обычай штукатурить стены. Вскоре крыльцо вновь сделали открытым. К ХVIII—XIX столетиям относится, видимо, появление существующего гладкого цоколя на главном фасаде, а также переделка проемов подклета, приобретших суховатые прямоугольные очертания.

На внешний вид палаты серьезно повлияло строительство Большого Кремлевского дворца — она стала как бы ответвлением последнего. К западной стене палаты, прежде имевшей четыре проема (окна, освещавшие Святые сени, и портал в северной части), примкнул Владимирский зал дворца.

В 1930-е годы на месте Красного крыльца была возведена хозяйственная пристройка. Сейчас Красное крыльцо построено заново. Внутри с момента сооружения палаты наибольшим изменениям подверглись Святые сени — невысокое продолговатое помещение, перекрытое крестовыми сводами; вторым этажом над ним размещается «тайник» (очевидно, место для хранения ценностей) с окном внутрь зала (в настоящее время считают, что оно позднейшее). По-видимому, первоначальным являлось не существующее теперь небольшое помещение, прежде выделенное в северном торце сеней (оно зафиксировано на планах ХVIII в.): туда вел особый, украшенный порталом вход с Боярской площадки. Существующее убранство Святых сеней: гипсовые гурты сводов, резьба оконных и дверных обрамлений, а также ложные порталы, покрытые росписью и позолотой, камин каррарского мрамора в простенке северной стены — результат поновлений времени строительства Большого Кремлевского дворца, при котором старались сохранить характер прежнего оформления и некоторые подлинные детали. Кроме портала первоначального входа в сени – белокаменного, сплошь покрытого резным узором ренессансного характера (снаружи он частично закрыт пристройкой, изнутри виден на всю высоту), — в общих чертах уцелели и прежние двойные окна в торцах сеней, но первоначальный характер обработки они сохранили, видимо, только на фасадах. Это единственные окна, которые не переделывал Старцев, пробивший, однако, над ними окна в «тайнике».

В самой палате от убранства XV века сохранился великолепный резной портал, соединяющий ее с сенями. Изящные рельефы, украшающие столб, — гипсовое воспроизведение первоначальных, выполненное в 1968 году по фрагментам древних белокаменных, уцелевших под поздними наслоениями (основа столба выложена из кирпича).

При реставрации воссоздан и первоначальный фон золоченых рельефов: он был единым (красно-коричневым) для портала и столба. Тогда же под нижними окнами в поздней закладке были обнаружены глубокие ниши, следы первоначальной обработки проемов. По данным иконографии известно, что внутри палаты окна верхнего света поначалу были отделены от нижнего ряда окон классическим фризом с метопами и триглифами.

Сводчатые помещения подклета, образованные одной продольной и двумя поперечными стенами, несмотря на значительные переделки (особенно в западной части под сенями), в общих чертах сохранили свою прежнюю структуру. Восточное перекрестье стен служит опорой для столба палаты.

Стенопись в палате появилась не ранее второй половины XVI века (сведения о «бытийной» живописи в ней относятся ко времени Федора Иоанновича). После очередного пожара в 1668 году ее возобновляет Симон Ушаков (во время этой работы он составил подробную опись сюжетов). Эту стенопись забелили в ХVIII веке. В 1881 году палехские иконописцы В. В. и И. В. Белоусовы расписали палату согласно тематике сюжетов, значившихся в перечне Симона Ушакова. Еще ранее, в 1847 году, художник Ф. Завьялов расписал Святые сени на те же библейские сюжеты, что украшали их в древности. Люстры-«хоросы», висящие ныне в палате, выполнены в 1840-х годах.

Здание реставрировалось в 1967—1968 годах.

Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1982. С. 330—331.

Мировая художественная культура XV в. XV в. (четвертая четверть)
Литература XV в. XV в. (четвертая четверть)
Музыка XV в. XV в. (четвертая четверть)
История XV в. XV в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer