Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Растрелли, Бартоломео Карло » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Растрелли, Бартоломео Карло

Растрелли, Бартоломео Карло (1675-1744) – итальянский скульптор и архитектор. Работал в 1715-1744 годах в России, в Санкт-Петербурге. Развивал тип парадного барочного портрета. Основоположник стиля барокко в отечественной скульптуре.

 
Эпоха, стиль, направление барокко
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Архипов Н.И., Раскин А.Г. Бартоломео Карло Растрелли. 1675-1744. – Л.; М., 1964. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744): К 300-летию со дня рождения: [Каталог выставки] – Л., 1975; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа», 1999; История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 5. – М.: Академия наук СССР, 1960; Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. – М 1962; Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. – Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1991; Петинова Е.Ф. Б. К. Растрелли. 1675-1744. – Л., 1979.
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Пелевин Ю.А.



Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) родился во Флоренции, в семье богатого дворянина Франческо Растрелли. Получил образование на родине, а затем работал преимущественно во Франции, где купил себе графский титул.

После кратких переговоров с Зотовым, российским представителем в Париже, К.Б. Растрелли был принят 1 мая 1715 года на русскую службу. По договору он должен был «с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет». 24 марта 1716 года сорокалетний Б.К.Растрелли прибыл в Петербург и оставался здесь до конца свое жизни.

Вначале К.Б. Растрелли занимался проектом планировки Васильевского острова и парка в Стрельне. Он также отделывал интерьеры Монплезира, второго Зимнего дворца, особняков П.П. Шафирова, Ф.М. Апраксина и Д.А. Кантемира. Б.К. Растрелли внес существенный вклад во многие декоративно-монументальные скульптурные работы, в том числе в украшение петергофского Большого каскада.

Позднее К.Б. Растрелли фактически сосредоточил свое творчество в области скульптуры портретного жанра. Портреты стали самой значительной частью в его наследии. Барочная пышность и стремление передать фактуру материала сочетаются в растреллевских произведениях с достоверной убедительностью характеристики модели.

Скульптор много и плодотворно работал над образом Петра I. Еще в 1719 году он сделал маску Петра I (ГЭ), которая послужила прообразом известной бронзовой скульптуры Петра I (1723-1729. ГРМ, ГЭ). В облике царя зримо продемонстрированы ум, воля и энергия. Перед зрителем предстает не просто значительная личность, а государственный деятель исключительного масштаба.

В связи со смертью императора К.Б. Растрелли создал «Восковую персону» Петра I (1725, ГЭ) и проект мавзолея, который не был осуществлен. Многие годы маэстро трудился над конным монументом Петра I, отлитым уже после смерти мастера в 1747 году под руководством Ф. Б. Растрелли, сына скульптора и впоследствии прославленного архитектора. Монумент был установлен лишь в 1800 году перед Михайловским замком.

Б.К. Растрелли создал целый ряд портретных бюстов, которые далеко не все дошли до нашего времени. Особенно следует отметить бюст А.Д. Меншикова (ГРМ), выполненный в мраморе И.П. Витали в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу. В парадной скульптуре исторически точно переданы индивидуальные черты верного сподвижника Петра I.

В 1732 году Растрелли воплотил замечательный по силе характеристики и пластической выразительности бронзовый бюст неизвестного пожилого мужчины (ГТГ). Возможно, это «Автопортрет». Одно из лучших творений ваятеля.

С 1721 по 1730 год Б.К. Растрелли работал над триумфальной колонной, задуманной в подражание знаменитой колонны Траяна. Петр I намеревался поставить «Столп в память Северной войны». Но после смерти царя идея этого своеобразного памятника была несколько изменена. Колонну решено было посвятить не только победе в Северной войне, но и императору Петру I. Замысел остался неосуществленным, и дело ограничилось моделью, сохранившейся до наших дней (реконструкция модели и пластины-барельефы хранятся ныне в ГЭ; чертежи — в РПБ, в «Альбоме Нартова»).

При императрице Анне Иоанновне Б.К. Растрелли подвизался и как архитектор (третий Зимний дворец, 1732), и как скульптор, исполнив большую бронзовую группу «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, ГРМ). Это стало последним крупным творением скульптора.

В его лучших произведениях жизненность в передаче деталей по-барочному сочеталась с пышной декоративностью, а острый психологизм с символической обобщенностью.

Похоронен Бартоломео Карло Растрелли на Сампсониевском кладбище в Санкт-Петербурге. Могила его не сохранилась.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer