Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Растрелли, Бартоломео Карло


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Растрелли, Бартоломео Карло. «Восковая персона» Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1725. ГЭ.

«Восковая персона» Петра I – уникальная скульптура Петровской эпохи, созданная Б.К. Растрелли уже после смерти императора. Фигура, сделанная из дерева и воска. Она облачена в подлинные одежды, сшитые для Петра в 1724 г. Как свидетельствуют описания современников, костюм «Восковой персоны» был выполнен ко дню торжественной коронации Екатерины I.

В записках механика и личного токаря императора А.К. Нартова, говорится: «Императрица трудилась с комнатными своими девицами в вышивании по голубому гарнитуру серебром кафтана, по окончании поднесла оный его величеству». Сравнение характера и техники исполнения вышивок дает основание предположить, что вышивка серебряными нитями выполнена, безусловно, профессиональными вышивальщицами, а императорская корона могла быть вышита императрицей.   подробнее

Растрелли, Бартоломео Карло. Анна Иоанновна с арапчонком. Скульптор Б.К. Растрелли. 1741. ГРМ

Растреллиевская скульптура Анны Ивановны восходит к парадному портрету, характерному для русского барокко той эпохи. Почти ювелирная отделка бронзовой статуи, обилие украшений и декоративность костюма придают произведению исключительную нарядность.

Вместе с тем мастер наделяет личностной индивидуальностью образ императрицы с ее застывшими, крупными и грозными чертами лица. Художник близок к объективному, исторически правдивому взгляду на венценосную особу, с которой связан один из самых мрачных периодов русского общества XVIII века

В итоге, императрица Анна Ивановна в скульптуре Б.К. Растрелли воспринимается олицетворением торжествующей самодержавной власти в России.

  подробнее

Витали, Иван Петрович. Растрелли, Бартоломео Карло. Князь А.Д. Меншиков. Бюст. Скульптор Б.К. Растрелли. 1716—1717. ГРМ
В 1716—1717 годах Растрелли создает бронзовый бюст А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижника и любимца Петра. Мраморное воспроизведение (вариант) этого бюста, исполненное И.П. Витали уже в XIX веке, хранится в Русском музее.

Скульптурный портрет А.Д. Меншикова и другие произведения Растрелли характеризуют эмоциональная приподнятость, энергия и ясность пластических образов.

См. подробнее биографию А. Д. Меншикова и его прижизненный портрет.

  подробнее

Растрелли, Бартоломео Карло. Маска Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1719. ГЭ

Б.К. Растрелли много работал над образом Петра I. Еще в 1719 году он снял с государя маску и вылепил восковой бюст. Правда, этот бюст и исполненная затем посмертно восковая фигура императора лишь с некоторой оговоркой могут считаться произведениями искусства.

В публикуемом произведении скульптор «стремится к наибольшему приближению к натуре, к передаче ее характерных, неповторимых, индивидуальных черт, внимательно изучает натуру, сознательно пользуется в работе над портретом слепками с лица портретируемого. На основе маски, снятой Растрелли с лица живого Петра, он создает знаменитую, единственную по своей непререкаемой достоверности, портретную голову Петра I. В ней скульптором были сохранены неуловимая мягкость контуров живого лица, характерные крепкие формы, небольшой заостренный нос, выступающие из орбит глаза. Вместе с тем Растрелли творчески оживил маску, передал характер и темперамент Петра; в лице выражена внутренняя энергия, волевое напряжение. От этой странной, небольшой круглой головы с грозным, почти свирепым взглядом веет неподдельной исторической правдой» (История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 5. – М.: Академия наук СССР, 1960. С. 464.).

На основе этой маски Б.К. Растрелли создал общеизвестный бронзовый бюст Петра I.

  подробнее

Растрелли, Бартоломео Карло. Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Скульптор Б.К. Растрелли. 1743-1747, 1800

Конная статуя Петра I была установлена перед Михайловским замком в 1800 году по повелению императора Павла I. Монумент исполнен официальной торжественности и величия государственной власти.

См. статью.

  подробнее

Растрелли, Бартоломео Карло. Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Скульптор Б.К. Растрелли. 1743-1747, 1800. Фрагмент

К.Б. Растрелли представил Петра как бы обозревающим новую столицу, свое любимое детище. Глаза под большими дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают город. Фигура императора поражает гипертрофированными формами — мощные плечи, широкая грудь, чрезмерно крупные ладони.

На Петре тяжелый кованый панцирь рыцарских времен, на голове пышный лавровый венок. Левой рукой он держит поводья коня, а правой сжимает жезл полководца.

См. статью.

  подробнее

Растрелли, Бартоломео Карло. Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Скульптор Б.К. Растрелли. 1743-1747, 1800. Вариант проекта. Рисунок Б.К. Растрелли. 1720-1721. РГАДА

До нашего времени дошел рисунок Б.К. Растрелли одного из вариантов проекта памятника, выразительно характеризующий императора Петра I как победителя и триумфатора. По углам постамента изображены четыре фигуры скованных военнопленных, которые полулежат на трофеях. На цоколе помещен барельеф Полтавской баталии. Богиня Победы венчает Петра лавровым венком.

Рисунок Б.К. Растрелли хранится в Российском государственном архиве древних актов (Кабинет Петра I, отд. I, д. 53, л. 218.).

См. статью.

  подробнее

Растрелли, Бартоломео Карло. Петр I. Бюст. Скульптор Б.К. Растрелли. 1723-1729. ГРМ
Одно из лучших произведений Б.К. Растрелли – бронзовый бюст Петра I, отлитый в 1723-1729 годах в нескольких экземплярах. Скульптура уникальна по своей портретной достоверности, так как при работе над ней мастер использовал восковой слепок с лица императора, снятый в 1719 году.

Жизненность в передаче подробностей по-барочному сочетается в произведении с пышной декоративностью, с изощренным мастерством в передаче фактуры и деталей одежды, а так же изображений на щитках панциря, где запечатлены эпизоды Полтавского сражения и аллегорическая композиция, представляющая самого царя, «молотом и долотом» высекающего из каменной глыбы фигуру новой России.

Портретные скульптуры Б.К. Растрелли — монументальны, в них выражен не только индивидуальные особенности и темперамент человека, но и образно воплощен характер целой эпохи. В изысканном и торжественном бюсте Петра I, созданном «по обычаю римских императоров», Б.К. Растрелли, конечно, сохранил без изменений портретные черты головы-маски Петра. Однако поражавшая современников болезненная, с судорожно-мгновенным взглядом напряженность лица императора приобретает в величественном образе символическое значение государственного величия Российской империи.

  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer