Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ф » Фальконе, Этьен Морис » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Фальконе, Этьен Морис
Фальконе, Этьен Морис (1716—1791) — выдающийся мастер французской скульптуры века Просвещения автор знаменитого памятника императору Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге; теоретик искусства.
 
Эпоха, стиль, направление классицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Мастера искусства об искусстве. Т. 3. – [М., 1967]; Аркин Д. Медный всадник, М.; Л., 1958; Аркин Д.Е. Э.-М. Фальконе // История русского искусства. В 12 т. Т. 6.– М., 1961; Зарецкая З.В. Фальконе. – Л.; М., [1965]; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Каганович А.Л. Медный всадник. – Л., 1975; Рязанцеве И.В. Русская скульптура второй половины XVIII – начала XIX. – М., 1994; Levitine G., The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972.
Источники http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=118&art=633&st



Этьен Морис Фальконе (Falconet, Étienne Maurice) (1716—1791) родился в Париже 1 декабря 1716 года в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734—1744 годах он обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л. Бернини и П. Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе — его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 г. — в Эрмитаже, Петербург; мрамор 1754 г. — в парижском Лувре). В 1750—1760-е годы окончательно сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752; Амур, 1757; Купальщица, 1757; Пигмалион, 1763; надгробная статуя Нежная грусть, 1763; все работы — Лувр или Эрмитаж либо в вариантах в обоих музеях).

В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (Амур, Купальщица, группы на сюжеты сказок Ж. Лафонтена и т. п.).

В 1757—1766 годах Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Он выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше).

Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 году в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. Здесь он создал главный свой шедевр — памятник Петру I на Сенатской площади. Изобразив императора, который, как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), простер свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной, художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучием фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в «Медном всаднике» А. С. Пушкина. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И. И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782 году), уехал в 1778 году в Амстердам, а затем на родину.

Фальконе выступил и как теоретик искусства, прочитав в 1760 году в парижской Королевской академии свои «Размышления о скульптуре», которые вскоре вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеальным образом концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства, вдыхающего душу в произведение, тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.

Умер Этьен Морис Фальконе в Париже 24 января 1791 года.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer