Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Искусство стран Дальнего Востока » СТАТЬИ


Искусство Тибета
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография История стран и народов мира. Т. 2. — М., 1965; Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока // Малая история искусств. — М., 1979.
Источники Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Фишер Р.Е. Искусство буддизма. — М.: Слово/Slovo, 2001.


        Тибет — страна в Центральной Азии, расположенная на Тибетском нагорье. Искусство Тибета тесно связано с буддизмом, который пришел сюда не раньше VII столетия, т.е. значительно позднее, нежели в другие азиатские регионы. В течение последующих трех веков буддизм утверждал свои позиции, однако, укоренившись, стал процветать и настолько слился с культурой, что для внешнего мира Тибет и буддизм стали синонимами.
         Тибетский буддизм — уникальная форма религии, известная как ламаизм, по тибетскому наименованию монахов; частично в результате чрезвычайно суровых природных условий, а также из-за постоянного влияния ранних шаманских практик здесь выработался самый сложный в буддийском мире пантеон. Это зачастую проявляется в брутальных образах и ярких красках яростных божеств, превратившихся в защитников буддийской веры, что делало их не такими устрашающими для верующих.
         Тибет оставался полностью независимым до середины XX века, когда он попал под власть Китая. Однако китайское влияние начало проявляться уже в конце династии Юань (XIII в.), а начиная с династии Мин (начало XV в.) стало настолько ощутимым, что с этого времени тибетское искусство правильнее было бы называть сино-тибетским. Смешанная природа тибетского искусства этого времени отразилась в многочисленных скульптурных изображениях буддийских божеств (Бодхисаттва).
         В XV—XVI вв. в Тибете были возведены многочисленные монастыри, представляющие собой крупные архитектурные ансамбли; как правило, они располагаются на склонах гор, поднимаясь ступенчатыми террасами от подножия к вершине. Их силуэты кажутся естественным продолжением горных хребтов. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов. Перед главным храмом устроена мощеная площадь, где происходят религиозные представления. Плоские крыши храмов венчают золоченые бронзовые символы буддизма — жалцаны (высокие цилиндрические сосуды, внутри которых хранятся списки молитв, что означает торжество буддийской веры). Таков, например, монастырь Сера, выстроенный в 1419 г. у подножия огромной горы недалеко от Лхасы.
         Монастырские ансамбли дополняют стоящие перед ними чортены, представляющие собой местную разновидность индийской ступы. Чортен, символизирующий Вселенную, служит для хранения буддийских реликвий либо воздвигается в честь важнейших событий, связанных с буддийской религией. Одним из самых крупных считается чортен в Гяньцы.
         Черты средневековой архитектуры Тибета наиболее ярко воплотились в облике дворцового ансамбля Потала в Лхасе — резиденции далай-ламы. Лхаса (в переводе — «жилище бога»), основанная в VII в., издавна была политическим и культурным центром страны. Гигантский архитектурный комплекс, ставший символом Тибета, строился на протяжении нескольких столетий и был завершен в XVI—XVII вв. Огромный ансамбль, словно вырастающий из вершины скалистой горы, представляет собой целый город, окруженный стеной. Зигзагами расходящиеся лестницы вовлекают в грандиозный архитектурный замысел окружающую природу. Главное здание комплекса — тринадцатиэтажный дворец Побран Марпо (в переводе — «Красный дворец») — увенчано пятью павильонами, сверкающими позолоченными крышами. С поразительным великолепием оформлен интерьер дворца — с парадными залами, жилыми помещениями, гробницами далай-лам, покрытыми росписями галереями.
         В храмах и дворцах Тибета особое место занимают произведения скульптуры и живописи, также неразрывно связанные с буддизмом. Статуи и иконы изготовляли в монастырях, где находились мастерские художников-иконописцев, скульпторов, чеканщиков, ювелиров, резчиков по металлу и дереву. Здесь же жили наставники — ламы, передававшие мастерам свои секреты и следившие за выполнением работ.
         XVII—XVIII вв. — время расцвета тибетской скульптуры. Статуи буддийских божеств создавали из различных материалов: дерева, глины, камня, бронзы, а также из быстро твердеющих смол. Бронзовые статуи покрывали позолотой (Будда), остальные — раскрашивали в яркие цвета. Для статуй шили специальные одеяния, а внутрь вкладывали рулоны бумаги, исписанные молитвами.
         Произведения тибетской живописи с ее различными техниками и сюжетами создавали в самом разном формате — от миниатюрных манускриптов до колоссальных, 20-ти метров в высоту, настенных вертикальных свитков, являющихся наиболее известной формой тибетского искусства. Стены монастырей были расписаны цветными фресками и покрыты спускающимися со стропил ткаными иконами-танками, на которые роспись наносилась непрозрачными, похожими на темперу красками, но настолько живыми, что по своей технике и интенсивности они скорее приближаются к масляной живописи. Писать икону-танка считалось священнодействием: для этого выбирали благоприятные дни и часы, во время работы читали молитвы. Иконы выполняли по готовым трафаретам на длинных полотнищах холста, загрунтованных мелом и клеем и отполированных. В центре композиции помещали фигуру главного божества, которую обрамляли сцены, рассказывающие о его подвигах. В этих сценах изображали и народ, слушающий проповеди, и нищих, просящих подаяние, и демонов, хватающих грешников. Вывешенные в храме тибетские иконы, сверкающие золотом и яркими красками, создают торжественно-праздничную атмосферу, придавая таинственность религиозным обрядам.
         Набор сюжетов в искусстве Тибета очень обширен — это и исторические фигуры, портреты лам, и отдельные божества буддийского пантеона, свирепые защитники, и мистические образы, и Будда Шакьямуни и эпизоды из его прошлых жизней. Эти разные сюжеты связаны мириадами второстепенных фигур, расположенных в окружении причудливых дворцов, декоративных завитков и растительных узоров или же на фоне роскошных пейзажей.
         Особое место в тибетском искусстве занимает мандала. Мандала — это модель космоса, это диаграмма, упорядочивающая всю Вселенную, включая ее центральный элемент — Гору Мира. В буддийских ритуалах мандала играет весьма важную роль. Она помогает в медитации, играет особую роль в молитвах о благоденствии других. С помощью мандалы верующий находит свое место во Вселенной и осуществляет воссоединение с многочисленными силами природы и богами.
         Наиболее важное божество тибетского пантеона — Авалокитешвара, покровитель Тибета, начиная с XV в. связанный с далай-ламами, которые считались его реинкарнациями. Ламаизм представляет Авалокитешвару одиннадцатиликим и шестируким — эта версия редко встречается в Индии, но широко представлена в Центральной и особенно Восточной Азии.
         Изощренная фантазия и изысканность отличают прикладное искусство Тибета. Ювелирные изделия из золота, серебра, меди и железа; оружие, украшенное чеканкой и инкрустированное драгоценными камнями; сосуды, оплетенные тонким кружевом орнамента — все эти вещи отличает виртуозная техника исполнения.
         Квинтэссенция тибетского искусства заключена в ритуальных предметах, в том числе в сложных декоративных произведениях, таких как магические кинжалы и драгоценная алтарная утварь, отличающихся редкой роскошью. Такого рода объекты использовались в повседневном ритуале, в их число входили и весьма неортодоксальные вещи, например, замысловато вырезанные из человеческой кости небольшие тарелочки, затем связанные вместе по форме фартука ламы; или человеческие черепа, из которых сделаны ритуальные сосуды, барабаны и т.п. Эти предметы производят большое впечатление и в витрине музея, и при свете свечей на церемонии, для которой они предназначались.

Изображения

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer